Требования охраны труда при стоянке поезда на станциях
3.1.1 При остановке поезда на станции открывать дверь вагона следует только после полной остановки вагона. Открытую дверь необходимо закрепить на фиксатор. При эксплуатации дверей с электромеханическим приводом проводник должен после полной остановки поезда перевести торцевую наружную дверь с электромеханическим приводом из автоматического режима в ручной. Для перевода работы двери в ручной режим необходимо переключить автоматический выключатель.
3.1.2 В момент подъема откидной площадки необходимо находиться от нее на безопасном расстоянии. Если откидная площадка не открылась автоматически, то ее следует открыть принудительно, осторожно придерживая рукой. Открытую откидную площадку необходимо надежно закрепить на фиксатор.
3.1.3 Спускаться вниз по подножкам вагона из тамбура следует осторожно, лицом к вагону, держась обеими руками за поручни, и не отрывать рук до тех пор, пока ноги не коснутся земли. Прыгать с тамбурной площадки или подножки вагона не допускается.
3.1.4 При входе и выходе из вагона необходимо убедиться в надежном креплении поручней входных дверей и откидных площадок, подножек и ступенек вагона. Пластмассовые облицовки стержней поручней должны быть чистыми и не иметь повреждений, приводящих к травмированию кожи рук.
3.1.5 Двери закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась за ручки дверей. Закрывать снаружи боковые тамбурные двери, держась за решетку, не допускается.
3.1.6 При открывании дверей тамбура перед началом высадки пассажиров необходимо не допускать присутствия пассажиров и наличия багажа в тамбуре.
3.1.7 При стоянке поезда менее 5 минут и отсутствии посадки и высадки пассажиров следует находиться в тамбуре вагона.
3.1.8 Садиться в вагон после начала движения поезда, а также производить посадку и высадку пассажиров на ходу поезда запрещается.
3.1.9 При необходимости нахождения в проеме открытой двери при движении поезда (для проводников, в обязанности которых входит провожать железнодорожную станцию до конца платформы и находиться с ручным сигналом в проеме открытой двери) необходимо держаться другой рукой за поручень вагона или специальный кронштейн. Запрещается держаться за пазы, косяки, края, ручки дверей и опираться на стекло двери. Ноги должны стоять на откидной площадке полной ступней.
3.1.10 При переходе из вагона в вагон необходимо убедиться в том, что фартуки переходных площадок и межвагонное суфле не имеют повреждений, угрожающих безопасному проходу. Фартуки переходных площадок должны быть в опущенном положении.
В зимнее время переходные площадки могут быть покрыты льдом и снегом, поэтому по ним следует передвигаться осторожно, становиться на поверхность верхнего фартука площадки всей ступней, а рукой опираться на специальную скобу межвагонного суфле.
3.1.11 В зимнее время тамбуры и переходные площадки вагонов необходимо своевременно очищать от снега и наледи.
3.1.12 При осмотре, очистке подвагонного оборудования и ходовых частей вагона необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
- приступать к работе только после ограждения состава и получения разрешения руководителя работ на начало производства работ;
- приступать к работе при продолжительности стоянки поезда более 15 минут после окончания высадки и посадки пассажиров. Проводник обязан осмотреть ходовые части и подвагонное оборудование вагона, при необходимости в зимнее время года удалить лед, мешающий нормальной работе тормозной рычажной передачи, а так же очистить фановые трубы, дефлекторы ящика аккумуляторной батареи, подвагонные баки экологически чистых туалетных комплексов от льда и снега. Подлезать под вагон запрещается;
- не отходить от вагона дальше середины междупутья, во избежание наезда подвижного состава, проходящего по соседнему пути;
- при получении извещения о проходе поезда по смежному железнодорожному пути следует прекратить работу, подойти ближе к стоящему поезду, стать лицом к движущемуся поезду и дождаться его проследования или остановки. Только после этого продолжить работу.
- применять пики или ломики с удлиненной ручкой для удаления в зимнее время года льда и снега, мешающих нормальной работе ходовых частей и подвагонного оборудования. Пику, ломик держать на безопасном расстоянии от себя и не направлять их в свою сторону. Использовать для этой цели топорик не допускается. Проводить работу следует, находясь на междупутье, в теплозащитной форменной или специальной одежде, защитных очках и перчатках;
- использовать веник и деревянную палочку при очистке вентиляционных каналов (дефлекторов) аккумуляторной батареи ото льда и снега. Применять металлические предметы не допускается.
3.1.13 Все работы вне вагона по удалению мусора, очистке подвагонного оборудования от снега и льда проводник пассажирского вагона обязан выполнять в сигнальном жилете со светоотражающими полосами и иметь при себе (при наличии) средства служебной связи (переносную радиостанцию, ручной терминал СКБ и СПП).
3.1.14 По окончании работ по удалению мусора из вагона или очистке подвагонного оборудования от снега и льда за 2 минуты до отправления поезда со станции, дежурный проводник обязан убедиться в присутствии напарника в вагоне (если напарник отлучался из вагона на данной станции), опустить и зафиксировать откидную площадку в рабочем тамбуре, показать в сторону штабного со стороны посадочной платформы:
в дневное время – свёрнутый жёлтый флаг;
в ночное время – ручной фонарь с прозрачно-белым огнём и убедиться, что его сигнал увидел проводник соседнего, в сторону штабного, вагона.
Проводник соседнего, в сторону штабного, вагона обязан убедиться в подаче сигнала проводником предыдущего вагона и при отсутствии такого сигнала:
- до отправления поезда со станции при наличии средств связи (переносной радиостанции, ручного терминала СКБ и СПП) вызвать отсутствующего проводника пассажирского вагона и при неполучении от него ответа, или получении ответа о его местонахождении вне состава поезда – немедленно информировать о сложившейся ситуации начальника пассажирского поезда (поездного электромеханика):
- после начала движения поезда при отправлении со станции:
немедленно остановить поезд стоп-краном;
подать сигнал остановки поезда в сторону локомотива: в дневное время – развёрнутым красным флагом, ночью – красным огнём ручного фонаря;
- проинформировать по имеющимся каналам связи (переносной радиостанции, ручному терминалу СКБ и СПП, «по цепочке») начальника пассажирского поезда (поездного электромеханика) о сложившейся ситуации.
При получении информации о присутствии проводника соседнего вагона на рабочем месте и передаче сигнала о своём местонахождении в вагоне после отправления поезда проводник пассажирского вагона (кроме штабного и хвостового) закрывает боковую дверь вагона и наблюдает через тамбурное окно за возможной подачей сигналов при следовании вдоль платформы.
Проводник хвостового вагона (кроме случаев отправления поездов с тупиковых путей) после отправления поезда должен показывать в сторону посадочной платформы (до конца платформы):
в дневное время – свёрнутый жёлтый флаг;
в ночное время – ручной фонарь с прозрачно-белым огнём.
За 2 минуты до оправления поезда со станции проводник штабного вагона обязан опустить и зафиксировать откидную площадку в рабочем тамбуре, контролировать подачу сигналов проводниками пассажирских вагонов поезда со стороны посадочной платформы и при обнаружении сигнала остановки поезда, подаваемого работниками поездной бригады, немедленно проинформировать начальника поезда (поездного электромеханика).
При получении информации о присутствии проводников вагонов на рабочих местах проводник штабного вагона после отправления поезда должен показывать в сторону посадочной платформы (до конца платформы):
в дневное время – свёрнутый жёлтый флаг;
в ночное время – ручной фонарь с прозрачно-белым огнём.
3.1.15 После окончания посадки пассажиров и отправления поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов необходимо закрыть на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура должны быть заперты на замок «секретку», доступный только изнутри вагона, замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ. Боковые двери рабочего тамбура должны быть заперты на замок «секретку», доступный только изнутри вагона, и замок под трехгранный ключ или специальный ключ.
Во время движения поезда держать боковые двери незапертыми запрещается.
3.1.16 На ст. Самара запрещена очистка ходовых частей вагона, которая производится после подачи состава на техническую станцию (ПТС).