Примечание. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный раствор ПО-1 в воде; напоры СПВ-4 и ГПС-600 равны 60 м

Пожарные насосные станции (ПНС) (табл. 3.6) предназначены для подачи воды из открытых водоисточников на большие расстояния по магистральным линиям диаметром 150 мм. Насосные станции питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, лафетные стволы пропускной способностью 60 л/с и более, а также воздушно-пенные стволы и генераторы для тушения крупных пожаров. Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре пожарных автомобиля с насосными установками производительно­стью 30 - 40 л/с на расстоянии 4 - 5 км (в зависимости от рельефа местности). Насосные станции используют для заполнения искусст­венных водоемов при подготовке к тушению крупных пожаров. Совместно с рукавными автомобилями и передвижными лафетными стволами ПНС обеспечивают успешное тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанов.

Высокая скорость движения, небольшой расход топлива, воз­можность преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно эксплуатировать насосные станции ПНС-100 и ПНС-110 в районах с температурой воздуха от - 35 до +35 °С.

Подразделения, вооруженные насосными станциями, всегда работают на пожарах во взаимодействии с подразделениями на основных и специальных пожарных машинах. Основные схемы боевого использования приведены на рис. 3.4.

Пожарные аэродромные автомобили (табл. 3.7) предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой поло­се аэродромов, тушения пожаров в самолетах и вертолетах, работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпев­ших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии са­молета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара води. воздушно-механической пены. высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили укомплектованы бензо­моторными дисковыми пилами ПДС-400, предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространст­вах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ (состав жидкостный бромэтиловый) и порошковыми огнетушителями. Ос­новные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями аэродромной службы, приведены на рис. 3.5.

Примечание. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный раствор ПО-1 в воде; напоры СПВ-4 и ГПС-600 равны 60 м - student2.ru

Рис. 3.5. Схемы боевого использования аэродромных пожарных автомобилей

Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя ОП-100 приведены ниже, а огнегасительных установок СЖБ – в табл. 3.8. Подразделения, вооруженные пожарными аэродромными автомобилями, подают воду и воздушно-механическую пену различной кратности, огнетушащие порошки и бромэтиловые составы без установки и с установкой машин на водоисточники, создают на взлетно-посадочной полосе пенный покров из воздушно-механической пены средней кратности при аварийных посадках самолетов вскрывают фюзеляжи, проводят спасательные работы при пожарах в самолетах, вертолетах и т. д.

После израсходования запасов огнетушащих средств подразде­ления на пожарных аэродромных автомобилях можно использовать Для тушения пожаров водой с установкой машин на водоисточники.

ТАБЛИЦА 3.6. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ

Показатели ПНС-100 (150К) (модель 66) ПНС-110 (131) (модель 131)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Масса с полной нагрузкой, кг
Габаритные рспмеры, мм:  
Длина
Ширина
Высота
Наименьший радиус поворота, м 11,2 10,2
Контрольный расход топлива на 100 км. л
Модель насоса ПН-100 ПН-110
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин
Напор, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м  
Марка двигателя привода насоса 2Д12Б 2Д12Б
Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.) 221 (300) 221 (300)
Время всасывания воды с глубины 7 м, с
Емкость топливного бака, л:  
Автомобиля
Дизеля
Топливо ДЛ; ДЗ; ДА; ДС
Число, шт.:  
Всасывающих рукавов диаметром 200 мм
Тройников 200´150´150 мм
Четырехходовых разветвлений 150´80´80´80 мм

ТАБЛИЦА 3.7. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ПОЖАРНЫХ АЭРОДРОМНЫХ АВТОМОБИЛЯХ

Показатели АА-30 (157К) (модель 56А) АА-40(131) (модель 139) АА-60 (7310) (модель 160.01)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:  
Длина 14 300
Ширина
Высота
Масса с полной нагрузкой, кг 43 200
Наименьший радиус поворота, м 11,2 10,2 13,5
Мощность двигателя автомобиля, кВт (л с.) 80 (109) 110 (150) 386 (525)
Максимальная скорость движения автомобиля при работе пожарного насоса, км/ч
Контрольный расход топлива на 100 км, л
Марка насоса ПН-ЗОКФ ПН-40У ПН-60Б
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин
Подпор, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время всасывания воды из глубины 7 м, с­
Производительность пеносмесителя, м3/мин   4; 8; 12 4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,6 4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,6
Стационарный лафетный ствол пропускной способностью;
по воде, л/с до 20
по пене, м3/мин - -
Генератор для дисковой пилы:  
Мощность, кВт - -
Напряжение, В - -
Заправочная емкость, л:  
Цистерна для воды
бак пенообразователя
бак топлива
Установка шт. :  
Переносная СЖБ-50
Стационарная СЖБ-150
Пила для вскрытия фюзеляжа самолета ПДС-400­ -
Число напорных рукавов, шт.. диаметром, мм:  
-
-
Число шт., стволов:  
А
Б СВП-4 -
генераторов: ГПС 600   -    
ГПС-200 -
Огнетушитель порошковый ОП-100, шт. - -
БЕЗ УСТАНОВКИ НА ВОДОИСТОЧНИКИ
Время работы от заправочных ем­костей автомобилей, мин:    
одного ствола Б 9,5 9,5
одного ствола А или двух стволов Б 4,7 4,7
одного ствола СПВ-4 6,2 6,2 35,4
одного генератора ГПС-600 6,2 6,2 35,4
стационарного лафетного ствола
одного ствола распылителя от стационарной установки СЖБ-150
одного лома-распылителя от переносной установки СЖБ-50
трех подбамперных ГПС-600 2,1 2,1 11,8
четырех подбамперных ГПС-600 - - 8,9
Количество пены, м3:  
низкой кратности (К =10) 22,3 22,4
средней кратности (К = 100)
Возможная площадь тушения пенами, м2:  
низкой кратности при Is = 0,1 – 0,15 л/(с·м2) 37 - 25 37 - 25 212 – 142
средней кратности при Is = 0,05 – 0,08 л/(с·м2) 74,5 - 46,5 74,8 - 46,7 425 – 265
Возможный объем тушения, м3, пеной средней кратности при Кз = 3  
составом от стационарной установки СЖБ-150­
составом от переносной установки СЖБ-50
С УСТАНОВКОЙ НА ВОДОИСТОЧНИК
Время работы, мин:  
одного-двух стволов СВП-4 7 - 3,5 7 - 3,5 42 - 21
одного-двух генераторов ГПС-600 7 - 3,5 7 - 3,5 42 - 21
Количество пены, м3:  
низкой кратности (К = 10)
средней кратности (К = 100)
Возможная площадь тушения пе­нами, м2  
низкой кратности при Is = 0,1 – 0,15 л/(с·м2) 42 - 28 42 - 28 250 - 167
средней кратности при Is = 0,05 – 0,08 л/(с·м2) 83 - 52 83 - 52 500 – 313
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз = 3, м3

Примечания: 1.В расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм, расход воды из лафетного ство­ла 1200 л/м.

2. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.

ТАБЛИЦА 3.8. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЕГАСИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СЖБ

Показатели СЖБ-50 переносная СЖБ-150 стационарная
Объем жидкостного состава, л
Емкость воздушного баллона, л
Давление воздуха в баллоне, МПа, (кгс/см2) 15 (150) 15 (150)
Рабочее давление в резервуаре, МПа, (кгс/см2) 0,9 (9) 0,9 (9)
Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см2
Резиновый рукав:    
диаметр, мм
длина, м
Длина струи со ствола распылителя, м 2,5 2,5
Ширина струи, м
Ствол-распылитель, шт.
Лом-распылитель, шт.

Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.

Наши рекомендации