Расчёт мощности электроприводов основных производственных машин и механизмов
8.1 Расчёт мощности электроприводов
подъёмно-транспортных машин
Для привода механизмов подъёма применяются как асинхронные электродвигатели (с короткозамкнутым и фазным ротором, типов 4АС, МТК, МТ, МТFK, MTF), так и двигатели постоянного тока.
Двигателями постоянного тока оснащаются козловые, мостовые, грейферные, портальные краны при среднем, тяжёлом и очень тяжёлом режимах работы, главным образом на машиностроительных и металлургических заводах. В химической, лесной, деревообрабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов на козловых, консольно-козловых и башенных кранах в основном используются асинхронные электродвигатели.
Применение асинхронных двигателей с повышенным скольжением и двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением вызвано необходимостью смягчения механических характеристик.
Если характеристика двигателя жёсткая, то при пуске и торможении канат и грузоподъёмный механизм испытывают ударные нагрузки, которые приводят к их повышенному износу.
При мягких характеристиках по мере натяжения канатов и выборки люфтов момент, развиваемый двигателем, растёт, а частота вращения уменьшается, поэтому удары на механическое оборудование значительно снижаются.
Тяговое усилие Т (в ньютонах) для перемещения груза по горизонтальному пути определяется по формуле
Т = , (8.1)
Если сила тяги направлена параллельно пути перемещения груза, то тяговое усилие Т1 (в ньютонах) определяется по формуле
Т1 = , (8.2)
Тяговое усилие Т2 для перемещения груза по наклонной плоскости определяется по формуле
Т2 = , (8.3)
Если сила тяги направлена параллельно наклонной поверхности, то формула 8.3 примет следующий вид
Т = (q + Q) ∙ ( ) , (8.4)
При перемещении груза по вертикали тяговое усилие определяется по формуле
Т = , (8.5)
Тяговое усилие ТЖ на преодоление жёсткости каната при огибании им направляющих блоков или барабанов определяется по формуле
ТЖ = ( ) ∙ ( + 12 ) , (8.6)
В формулах 8.1 – 8.6 приняты следующие условные обозначения и единицы измерения: Q – вес перемещаемого груза, Н; q – вес захватных и тяговых устройств, Н; μ – коэффициент трения при перемещении материала по лежням (направляющим); β – угол между направлениями пути и силы тяги, градус; η – КПД полиспаста (или редуктора); m – кратность полиспаста; α – угол наклона плоскости к горизонтали, градус; D – диаметр блока, звёздочки или барабана по оси каната или начальной окружности, см; d – диаметр каната, см.
При многослойной навивке каната на барабан параметр D (в формуле 8.6) определяется по формуле
D = DБ + (2К – 1) ∙ d , (8.7)
где DБ – диаметр грузового барабана, м;
К – число слоёв навивки каната на барабан.
Потребляемая мощность двигателя (кВт) механизма подъёма груза определяется по формуле
Р = Т ∙ υ / 1000 ∙ η , (8.8)
где Т – полное тяговое усилие, Н;
υ – скорость подъёма груза, м/с: для козловых кранов υ = от 0,1 до 0,2;
для консольно-козловых – υ = от 0,15 до 0,3; для башенных – υ = от
0,25 до 0,65; для портальных – υ = от 0,8 до 1,25 м/с;
η – КПД привода.
Выбор мощности двигателя грузового механизма определяется с учётом продолжительности включения (ПВ%).
Мощность двигателя (кВт) передвижения грузовой тележки определяется по формуле
Р = (КТ ∙ G ∙ υ ∙ 7,5) / 102 , (8.9)
где КТ – эмпирический коэффициент: для подшипников качения КТ = от 4
до 6; для подшипников скольжения КТ = от 6 до 8;
G – вес грузовой тележки с грузом, т;
υ – скорость передвижения, м/с: для козловых кранов υ = от 0,4 до 0,55;
для консольно-козловых – υ = от 0,5 до 1,1; для башенных – υ = от
0,4 до 0,55 м/с.
Удельное тяговое усилие, равное 7,5 кгс/тс, учитывает трение в редукторе.
Мощность двигателя (кВт) механизма передвижения моста грузоподъёмного устройства определяется по формуле
Р = (КМ ∙ G ∙ υ ∙ 7,5) / 102 , (8.10)
где КМ – эмпирический коэффициент: для подшипников качения КТ = 3;
G – вес моста с грузом, т;
υ – скорость передвижения моста, м/с: для башенных кранов υ = от 0,3
до 0,5; для портальных – υ = от 0,5 до 0,65; для козловых и
консольно-козловых – υ = от 0,3 до 0,85 м/с.
Кроме рассмотренных расчётных формул (8.1 – 8.10), расчёт мощности электроприводов механизмов подъёмно-транспортных машин можно также выполнить по формулам, которые учитывают некоторые конструктивные параметры (характеристики) подъёмно-транспортных машин.
Особенностью работы механизма подъёма является повторно-кратковременный или кратковременный режим, что учитывается при расчёте мощности двигателя
PР = ( G + G0 ) ∙ υ ∙ k3 / 1000 ∙ ηМ ,(8.11)
где РР – расчётная мощность двигателя грузоподъёмного механизма, кВт;
G – сила тяжести груза (паспортная грузоподъёмность механизма), Н;
G0 – сила тяжести крюка (захвата), Н;
υ – скорость подъёма, м/с;
ηМ – КПД механизма, включая КПД полиспаста, подшипников,
соединительных муфт и передачи к электродвигателю: η м ≈ 0,6;
k3 – коэффициент запаса (для механизма подъёма принимается равным
от 1,15 до 1,2).
При изменяющейся во времени нагрузке проверяется перегрузочная способность выбранного электродвигателя.
Мощность электропривода (кВт) механизма перемещения определяется
PМ П = kf ∙ ( G + G1 ) ∙ ( fС r + fК ) ∙ υ / 1000 ∙ (R ∙ η ) ,(8.12)
где kf – коэффициент, учитывающий трение реборд колес о рельсы,
kf = от 4 до 6 (для механизма передвижения грузовой тележки с
подшипниками качения), kf = от 6 до 8 (для механизма
передвижения грузовой тележки с подшипниками скольжения),
kf. = 3 (для механизма передвижения моста грузоподъёмного
механизма;
G – сила тяжести перемещаемого груза, Н;
G1 – сила тяжести механизма передвижения (или грузоподъёмного
механизма вместе с механизмом перемещения), Н;
fС – коэффициент трения скольжения, f c = 0,1;
r – радиус шейки оси колеса, м;
R - радиус колеса, м;
fК – коэффициент трения качения, f k = от 0,01 до 0,05;
υ – скорость перемещения, м/с;
η - КПД механизма перемещения.