Электропроводные центробежные насосы ЭЦН-75Б.
Электропроводные центробежные насосы ЭЦН-75Б предназначены для перекачки топлива из подвесных топливных баков в расходный бак.
В каждом подвесном баке установлено по одному перекачивающему насосу. Насос в баке устанавливают в специальном монтажном устройстве, предотвращающем попадание топлива в электродвигатель насоса. Он выполнен совместно с электродвигателем, питающимся от бортсети постоянного тока. Электродвигатель насоса в монтажном устройстве продувается воздухом для охлаждения и удаления паров топлива.
Производительность насоса при давлении топлива на выходе не менее (0,6 ) МПа [(0,6 ) кгс/см2] составляет 150 л/мин.
Насос ЭЦН-75Б (pис._7.22.)
Pис. 7.22. Топливный насос ЭЦН-75Б
1- электродвигатель; 2- отражатель; 3- опорный корпус манжеты; 4- резиновая манжета; 5,10- гайка; 6- корпус; 7- крыльчатка; 8- винт; 9- крышка; 11- уплотнительное кольцо; 12- штифт
по устройству и принципу работы аналогичен насосу ЭЦН-40. В расточке корпуса насоса 6 гайкой 5 зажата резиновая манжета 4 с опорным корпусом 3, который предохраняет ее от смятия. На валу электродвигателя 1 установлены стальной отражатель 2 и крыльчатка 7, удерживаемая от проворачивания штифтом 12, а от осевого перемещения гайкой 10.
Корпус 6 и крыльчатка 7 отлиты из алюминиевого сплава, крышка 9 соединяется с корпусом винтами 8. Внутренние расточки корпуса и крышки образуют спиральную камеру, из которой топливо выходит через отверстие в корпусе 6 в штуцер монтажного устройства. В канавку крышки установлено уплотнительное кольцо П.
При работе насоса топливо подается к крыльчатке 7 под действием силы тяжести. Вращающаяся крыльчатка отбрасывает топливо центробежными силами в спиральную камеру. Давление топлива повышается при движении его по расширяющимся каналам между спиральными лопатками крыльчатки.
Пожарные краны.
Пожарные краны устанавливают в магистралях подачи топлива из расходного бака к блокам фильтров. Они предназначены для перекрытия подачи топлива в двигатели в аварийных случаях и на стоянке. В качестве пожарных кранов на вертолете используют электрические перекрывные краны 768600МА.
Перекрывной кран (рис._7.23.)
Рис. 7.23. Электрический перекрывной кран 768600М
1- электродвигатель; 2- штепсельный разъем; 3- блок микровыключателей; 4- планетарный редуктор; 5- винт; 6- корпус; 7,13,18- уплотнительные кольца; 8- крышка; 9- поводок; 10- скоба; 11- шпилька; 12- заслонка; 14- стакан; 15- резиновое кольцо; 16- тарельчатая пружина; 17- бронзовая шайба;19- валик
состоит из электромеханизма ЭПВ-150М, корпуса, валика, поводка, заслонки и уплотнительных узлов.
Электромеханизм ЭПВ-150М включает в себя реверсивный электродвигатель 1 постоянного тока, планетарный редуктор 4 и блок 3 микровыключателей. Электромеханизм выполнен взрывобезопасным. Все его электрические узлы, работа которых связана с искрообразованием, герметично закрыты крышками для предохранения от попадания на них паров и капель топлива. В блоке микровыключателей имеются два микровыключателя и кулачковый валик, приводимый во вращение от специального зубчатого колеса планетарного редуктора. Микровыключатели обеспечивают автоматическое выключение электромеханизма при крайних положениях заслонки крана. Питание подводится к штепсельному разъему 2.
К корпусу планетарного редуктора винтами 5 крепится корпус 6 крана, отлитый из алюминиевого сплава. Сверху в корпусе закреплена крышка 8. Через боковое отверстие в стенке корпуса проходит валик 19, шлицами соединяющийся с выходным валом планетарного редуктора 4.
На внутреннем конце валика 19 имеются две лыски, на которые установлена бронзовая шайба 17 и поводок 9, который фиксируется скобой 10. На другом конце поводка имеется цапфа, которая входит в вырез заслонки 12.
Заслонка 12 изготовлена из легированной стали и полирована с обеих сторон, к которым тарельчатыми пружинами 16 прижимаются фасонные резиновые уплотнительные кольца 15, установленные в дюралюминиевых стаканах 14. Стаканы 14 монтируются в расточках корпуса 6 и от осевого перемещения удерживаются штуцерами входа и выхода, которые крепятся на шпильках 11. Уплотнение по разъемам осуществляется кольцами 7, 13, 18.
Принцип действия крана заключается в том, что при вращении выходного вала редуктора приводится во вращение соединенный с ним валик крана 19 и поворачивает поводок 9, который перемещает заслонку 12, закрывая или открывая проходное отверстие корпуса крана.
Пожарные краны устанавливают в редукторном отсеке у шпангоута № 9 на потолочной панели фюзеляжа.
Для включения и выключения кранов на средней панели верхнего электропульта расположены два переключателя. Под переключателями - два световых табло, которые загораются при закрытых кранах. Время открытия крана составляет не более 3 с.
Блок фильтров.
Блок фильтров обеспечивает фильтрацию топлива, поступающего в насосы-регуляторы НР-40ВГ.
Блок фильтров (рис._7.24.)
Рис. 7.24. Блок фильтров
1- корпус; 2- сливной кран; 3- фильтр тонкой очистки; 4- фильтр грубой очистки; 5- перепускной клапан; 6- штуцер выхода топлива; 7- штуцер входа топлива
состоит из: корпуса, фильтра грубой очистки, фильтра тонкой очистки, перепускного клапана 5, двух кранов 600М и 400М для слива отстоя топлива, штуцеров входа и выхода топлива.
Корпус 1 блока фильтров отлит из алюминиевого сплава. Во внутренних колодцах корпуса установлены фильтры 4 и 3 соответственно трубой и тонкой очистки. В нижней части в корпус блока ввернуты на конической резьбе сливные краны 2. В верхней части корпуса установлены штуцера входа 7 и выхода 6 топлива.
Фильтр 4 грубой очистки набран из дисковых фильтрующих элементов, собранных на штоке, который штифтом через втулку и пружину соединен с крышкой. Фильтрующий элемент состоит из четырех сетчатых и одной гофрированной шайб. Наружные сетчатые шайбы являются фильтрующими. Они изготовлены из никелевой сетки саржевого плетения. Внутренние сетчатые шайбы являются каркасными. Они изготовлены из латунной сетки и предназначены для придания жесткости и сохранения формы фильтрующих шайб.
Внутренние контуры сетчатых шайб попарно завальцованы в алюминиевые кольца. Между парами сетчатых шайб устанавливают гофрированную шайбу, придающую жесткость всему фильтрующему элементу, после чего наружные контуры всех пяти шайб элемента завальцовываются в алюминиевое кольцо.
Фильтрующие элементы устанавливают на штоке, плотно прижатыми один к другому пружиной через уплотнительную шайбу, в результате чего перетекание топлива между ними предотвращается. Сверху на штоке установлена шайба с резиновым уплотнительным кольцом.
Шток фильтрующего пакета укреплен на крышке фильтра таким образом, что фильтрующий пакет может перемещаться вдоль оси штока вследствие изменения длины пружины, установленной на штоке. Это необходимо для обеспечения плотного стыка между верхней шайбой фильтрующего пакета и корпусом блока фильтров с одни стороны и между корпусом блока и крышкой фильтра с другой. Крышку фильтра крепят к корпусу траверсой.
Фильтр тонкой очистки задерживает механические частицы размером более 12-16 мкм. Фильтрующий элемент его состоит из цилиндрического каркаса и двух слоев гофрированных сеток. Фильтрация топлива осуществляется наружной гофрированной сеткой саржевого плетения, изготовленной из никелевой проволоки. Внутренняя латунная сетка является каркасом и придает жесткость гофрам наружной сетки. Торцы сеток и цилиндра заделаны во втулки, наружные буртики которых ограничивают перемещение фильтрующего элемента в расточках корпуса и крышки. Соединение фильтрующего элемента с крышкой и корпусом уплотняют резиновыми кольцами. Из корпуса блока фильтров фильтрующий элемент вынимается вместе с крышкой, которая притягивается к корпусу траверсой.
Топливо входит в корпус блока фильтров через входной штуцер 7, просачивается внутрь фильтрующего пакета фильтра грубой очистки и через канал между колодцами корпуса входит в полость фильтра тонкой очистки, а также подходит к предохранительному клапану. Просачиваясь внутрь фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки, топливо по каналу в корпусе поступает к выходному штуцеру 6.
При засорении фильтра тонкой очистки возникает перепад давления. При достижении его величины 0,05...0,06 МПа (0,5...0,6 кгс/см2) открывается перепускной клапан 5, и топливо, минуя фильтр тонкой очистки, через выходной штуцер поступает к насосу НР-40ВГ.
Блоки фильтров установлены в горизонтальном положении в отсеках двигателей на потолочной панели фюзеляжа между шпангоутами № 3 и 4. Каждый блок закреплен двумя болтами к специальному кронштейну, отштампованному из листового дюралюминия и приклепанному к потолочной панели. Трубопроводы от сливных кранов блоков фильтров выведены через коллектор в дренажный бачок топливной системы. Для предотвращения случайной открытия сливных кранов на их штоки установлены ограничители.
Дренажный бачок.
Дренажный бачок сварен из алюминиевых листов АМц-АМ. Стенки бачка имеют зиги для увеличения жесткости. Сверху в бачок вварены три входных штуцера: один связан трубопроводом с системой суфлирования маслобаков два других - с коллектором трубопроводов дренажной системы двигателей и слива топлива из блоков фильтров. Снизу в бачок вварены штуцер в который устанавливается сливной кран, и трубка, связывающая бачок с атмосферой.
Дренажный бачок установлен на левом борту вертолета между шпангоутами № 4 и 5 центральной части фюзеляжа. Его крепят стяжными лентами к специальным кронштейнам, рас положенным на каркасе фюзеляжа под обшивкой.
Для подхода к дренажному бачку со стороны грузовой кабины между шпангоутами № 4 и 5 предусмотрен люк. Снаружи между шпангоутами № 4 и 5 выполнен лючок для подхода 1 сливному крану дренажного бачка