Управление аварийным судном

Управление аварийным судном, в зависимости от вида аварии, может быть сведено к выполнению следующих практических рекомендаций:

При пожаре:

- Если горит внешний контур, необходимо остановить движение судна или иметь такой минимальный ход, чтобы судно управлялось. Это зависит от места нахождения судна и погодных условий.

- Расположить курс относительно ветра так, чтобы уменьшить обдув ветром зоны пожара.

- Уменьшить бортовую качку выбором курса относительно волнения так, чтобы исключить дополнительный обдув очага пожара, от размахов на качке.

- Если горят нефтепродукты, разлитые на поверхности моря, вывести судно из этой зоны против ветра и течения.

- Если горят нефтепродукты, разлитые на палубе, то огонь следует сбивать струей воды в сторону подветренного борта.

- При наличии на борту опасного груза – выйти из порта, с рейда, или отойти от находящихся поблизости судов.

При наличии пробоины:

- Если положение подконтрольно, не следует вытаскивать нос из другого судна до определения размеров и характера повреждений.

- При получении пробоины в любом случае остановить движение.

- Поставить судно к ветру и к волне так, чтобы пробоина была под ветром и не досягаема для волны.

- При повреждении носовой части увести ее под ветер , работая машиной назад и в дальнейшем, подрабатывая назад периодически, удерживать судно в этом положении. При сильном ветре в большинстве случаев корма идет на ветер.

- Давать ход можно только убедившись, что пробоина заделана, или полученные повреждения выдержат скоростной напор воды.

- Скорость судна должна быть минимальной, обеспечивающей управляемость.

- Перекладки руля должны быть такими, чтобы возникающие при этом кренящие моменты были незначительными, то есть не изменяли бы положения судна по крену.

- Если расчеты по остойчивости, плавучести и прочности позволяют, попытаться вытащить пробоину из воды созданием крена на противоположный борт.

- На двухвинтовых судах, а также при наличии подруливающего устройства, возможно движение задним ходом.

- В случае угрозы опрокидывания судна от недостаточной остойчивости или от его затопления от израсходования запаса плавучести капитан судна обязан принять меры к посадке судна на мель.

- По возможности это должно быть ровное место, с мягким грунтом, с возможностью подхода судов-спасателей.

- Если возможна буксировка аварийного судна, то выбор способа буксировки (носом или кормой) зависит от места, характера и размера пробоины.

Управление аварийным судном - student2.ru Приложение №2

Управление аварийным судном - student2.ru

Наши рекомендации