Общие сведения. Конические зубчатые колеса применяют в передачах, когда оси валов пересекаются под углом X (см
Конические зубчатые колеса применяют в передачах, когда оси валов пересекаются под углом X (см. рис. 11.2). Наибольшее распространение имеют передачи с углом Х = 90°, которые и рассматриваются ниже. Конические колеса (см. рис. 11.2) бывают с прямыми (а), круговыми (б) и редко с шевронными зубьями.
Конические прямозубые передачи имеют начальный линейный, а передачи с круговыми зубьями — точечный контактв зацеплении.
Конические колеса с круговыми зубьями по сравнению с прямозубыми обладают большей несущей способностью, работают плавно и с меньшим шумом. Нарезание кругового зуба производят резцовыми
Рис. 15.1. Нарезание кругового зуба конического колеса резцовой головкой:
/—заготовка; 2 — воображаемое колесо, зубьями которого являются резцы 3 головки
головками по методу обкатки (рис. 15.1). Угол наклона зуба Д,, в середине ширины зубчатого венца выбирают, учитывая плавность зацепления. Рекомендуется принимать βт = 35°.
Сопряженные колеса с круговым зубом имеют противоположное направление линий зубьев — правое и левое, если смотреть со стороны вершины конуса. Шестерни выполняют с правым зубом, колеса — с левым (см. рис. 11.2, б).
В конических передачах шестерню располагают консольно (рис. 15.2), при этом вследствие меньшей жесткости консольного вала и деформаций опор увеличивается неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий в зацеплении. По этой причине конические колеса по сравнению с цилиндрическими работают с большим шумом. С целью снижения деформаций зубьев вал устанавливают на конических роликовых подшипниках, выдерживая соотношения l / lt=2,5 (см. рис. 15.2). Подшипники располагают в стакане для обеспечения возможности осевого перемещения узла конической шестерни при регулировании зацепления.
Передаточное число.Согласно рис. 15.3 передаточное число
и = n1/n2 = de2/del = tg δ2 = 1/tg δ1 = z2/z1(15.1)
где del, de2 и δ1, δ2 — соответственно внешние делительные диаметры и углы делительных конусов шестерни и колеса.
Рис. 15.2. Подшипниковый узел вала конической шестерни:
/—круглая шлииевая гайка для регулирования зазоров
в подшипниках; 2— стопорная шайба; 3 — стакан;
4— набор металлических прокладок для регулирования
зацепления
Рис. 15.3. Схема к геометрии зацепления конических колес:
/, 2, 3 — образующие внутреннего, среднего
и внешнего дополнительных конусов;
4 — эквивалентное цилиндрическое колесо
Для конической прямозубой передачи рекомендуют u = 2...3; при колесах с круговыми зубьями и до 6,3.