Универсальные коллекторные двигатели

Универсальными называют коллекторные двигатели, которые могут работать как от сети постоянного, так и от сети однофазного переменного тока.

Коллекторный двигатель постоянного тока в принципе может работать от сети переменного тока, так как при переходе от поло­жительного полупериода переменного напряжения к отрицатель­ному направление электромагнитного момента сохраняется неиз­менным. Объясняется это тем, что при переходе к отрицательному полупериоду почти одновременно с изменением направления тока в обмотке якоря меняется направление тока в обмотке возбужде­ния, т. е. меняется полярность полюсов.

Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru

Рис. 29.16. К принципу работы универсального коллекторно­го двигателя

Однофазные коллекторные двигатели имеют преимуществен­но последовательное возбуждение. Применение параллельного возбуждения (рис. 29.14, Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru ) в данном случае ограничивается значительной индуктивностью параллельной обмотки возбуждения, имеющей большое число витков. Это создает значительный фазо­вый сдвиг между током якоря Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru и током возбуждения Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru на угол Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru (рис. 29.14, б). Среднее значение электромагнитного момента в этом случае определяется выражением, аналогичным выражению (25.24), но учитывающим угол сдвига между током якоря и маг­нитным потоком:

Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru , (29.34)

где Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru — максимальное значение магнитного потока; Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru — угол сдвига фаз между током якоря и током возбуждения; Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru — угол сдвига фаз между током возбуждения и магнитным потоком, обу­словленный наличием магнитных потерь в машине [ Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru , а следовательно, Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru ].

В двигателе последовательного возбуждения (рис. 29.14, в) ток якоря Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru и ток возбуждения Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru совпадают по фазе: Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru = 0 (рис. 29.14, г). Поэтому среднее значение электромагнитного вращаю­щего момента в двигателе последовательного возбуждения Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru больше, чем в двигателе параллельного возбуждения:

Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru . (29.35)

Электромагнитный момент двигателя последовательного воз­буждения при работе от сети переменного тока имеет постоянную составляющую Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru (рис. 29.14, д) и переменную составляющую Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru , изменяющуюся с частотой, равной удвоенной частоте сети Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru (рис. 29.14, е). Результирующий момент этого двигателя является пульсирующим M~ Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru (рис. 29.14, ж): M~ = Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru . Небольшие участки графика Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru с отрицательным (тормозя­щим) моментом обусловлены фазовым сдвигом между векторами магнитного потока Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru и током Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru (рис. 29.14, г). Пульсации мо­мента M~ практически не нарушают работу двигателя, включенно­го в сеть переменного тока, так как сглаживаются за счет момента инерции вращающегося якоря.

По своей конструкции универсальные коллекторные двигате­ли отличаются от двигателей постоянного тока тем, что их станина и главные полюсы делаются шихтованными из листовой электро­технической стали. Это дает возможность сократить магнитные потери, которые при работе двигателя от сети переменного тока повышаются, так как переменный ток в обмотке возбуждения вы­зывает перемагничивание всей магнитной цепи, включая станину и сердечники полюсов.

Основной недостаток однофазных коллекторных двигате­лей — тяжелые условия коммутации. Дело в том, что в коммути­рующих секциях помимо реактивной ЭДС и ЭДС внешнего поля (см. § 27.3) наводится трансформаторная ЭДС Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru ,действующее значение которой

Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru . (29.36)

Эта ЭДС наводится переменным магнитным потоком возбуж­дения, сцепленным с коммутирующими секциями. Для уменьше­ния трансформаторной ЭДС необходимо уменьшить поток Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru , а чтобы мощность двигателя при этом осталась прежней, следует увеличить число полюсов в двигателе.

Применение в обмотке якоря двигателя одновитковых секций Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru также способствует ограничению Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru ,но при этом увели­чивается количество пластин в коллекторе, а следовательно, воз­растают его размеры. Применение добавочных полюсов с обмот­кой, включенной последовательно в цепь якоря, позволяет добиться полной взаимной компенсации трансформаторной ЭДС только при определенных значениях тока якоря и частоты враще­ния. При других режимах работы двигателя условия коммутации остаются тяжелыми. Регулировка частоты вращения и реверсиро­вание однофазного коллекторного двигателя выполняются так же, как и в двигателях постоянного тока последовательного возбуждения.

В универсальном коллекторном двигателе стремятся получить примерно одинаковые частоты вращения при номинальной на­грузке, как на постоянном, так и на переменном токе. Достигается это тем, что обмотку возбуждения двигателя выполняют с ответв­лениями: при работе двигателя от сети постоянного тока обмотка возбуждения используется полностью, а при работе от сети пере­менного тока — частично (рис. 29.15, Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru ).

Расхождения в характеристиках двигателя на постоянном и переменном токе объясняются тем, что при работе от сети пере­менного тока на величину и фазу тока оказывают влияние индук­тивные сопротивления обмоток якоря и возбуждения.

Универсальные коллекторные двигатели - student2.ru

Рис. 29.17. Схема соединений и рабочие характеристики универсального коллекторного двигателя

Однако уменьшение числа витков обмотки возбуждения обеспечивает сближение характеристик лишь при нагрузке, близкой к номи­нальной. На рис. 29.15, б приведены рабочие характеристики уни­версального коллекторного двигателя типа УМТ-22 (55 Вт, 200 об/мин, 110/127 В). Потребляемый двигателем ток при работе от сети переменного тока больше, чем при работе этого же электро­двигателя от сети постоянного тока, так как переменный ток по­мимо активной имеет еще и реактивную составляющую. Коэффи­циент полезного действия универсальных двигателей при переменном токе ниже, чем при постоянном, что вызвано повы­шенными магнитными потерями. Области применения универ­сальных коллекторных двигателей достаточно широки: их приме­няют в автоматике, для привода различного электроинструмента, бытовых электроприборов и др.

Контрольные вопросы

1. Какие способы ограничения пускового тока применяются в двигателях постоянного тока?

2. С какой целью при пуске двигателя параллельного возбуждения сопротивле­ние реостата в цепи возбуждения устанавливают минимальным?

3. Сравните двигатели параллельного и последовательного возбуждения по их регулировочным свойствам.

4. Какова разница в конструкции коллекторных двигателей постоянного и пе­ременного тока?

Наши рекомендации