II. Расчет вала на кручение
1.Составляем расчетную схему вала.
Вращающий момент, передаваемый валом,
Т = N/ω (1)
Т= 16∙103 /50 = 320 H∙м
Приведем силы, действующие на вал, к его оси,
Тогда М1 = F1d1/2; М2 = F2d2/2.
Условие равновесия вала:
ΣМi= - M1+ M2 = 0 (2)
Рисунок 1.1. Приведение сил к оси
Из условия равновесия вала следует, что М1 = М2 = Т.
Вычислим силы, действующие при взаимодействии колес:
F1 = 2Т/d1 (3)
F1= 2∙320 / 0,7 = 9,1кН;
Fr1 = О,4F1 (4)
Fr1= 0,4∙9,1 = 3,64 кН;
F2 = 2Т/d2 (5)
F2 = 2∙320 / 0,24 = 2,7 кН;
Fr2 = 0,4F2 (6)
Fr2= 0,4∙2,7 = 1,08 кН.
Общая расчетная схема вала изображена на рис.1.2 Вал представляется как балка на шарнирных опорах. Силы Fr1 и F2 вызывают изгиб вала в вертикальной плоскости, а силы Fr2 и F1 изгибают его в горизонтальной плоскости. Моменты М1 и М2 вызывают скручивание участка вала между зубчатыми колесами.
Рисунок 1.2. Расчетная схема вала
2.Строим эпюры крутящих моментов.
Крутящий момент постоянен по величине и действует на участке между зубчатыми колесами. Величина крутящего момента М = Т = 320 Нм;
На участках между опорами вала и зубчатыми колесами крутяiций момент отсутствует.
Эпюра крутящих моментов представлена на рис. 2.1.e
3.Строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Рассмотрим вертикальную плоскость. Схема нагружения вала в вертикальной плоскости представлена на рис. 2.1.a.
Определим вертикальные составляющие опорных реакций в шарнирах А и В:
ΣМА = - F2а1 + Fr1 а2 - Yв( а2 + а3) = 0 (7)
Yв = (0,216+0,364)/0,18=3,22 кН;
ΣМВ= -F2(а1 + а2 + аЗ) + Fr1аЗ - YA( а2 + аЗ) = 0 (8)
YA=(0,2912-0,702)/0,18=-2,28 Н.
Проверим правильность определения реакций:
ΣFi = -YA+Yв - Fr1 + F2 (9)
ΣFi = -2,28 +3,22– 3,64+2,7 = 0
Реакции найдены правильно.
Для построения эпюры вычислим значения изгибающих моментов в
характерных сечениях А, В, С и D:
в сечениях А и D моменты равны нулю, МвА= МвD =0;
в сечении B
МвВ = -YВa3 (10)
МвВ = -3,22*0,08=-0,26 кНм;
в сечении С
МвС = - F2а1
МвС = - 2,7*0,08=0,216 кНм.
Эпюра изгибающих моментов в вертикальной плоскости показана на рис. 2.1.б.
Рассмотрим горизонтальную плоскость. Схема нагружения вала в горизонтальной плоскости представлена на рис. 2.1.в.
Определим горизонтальные составляющие опорных реакций в шарнирах А и В:
ΣМА = F1а2 + Fr2а1 + Xв( а2 + а3) = 0 (11)
Xв =(-0,0864-0,91)/0,18= -5,54 кН;
ΣМВ= -F1аЗ - Fr2(аI + а2 + аЗ) - XA( а2 + аЗ) = 0 (12)
XA= -2,48 Н.
Проверим правильность определения реакций:
ΣFi = - Fr2 - XA + F1 -Xв =0 (13)
ΣFi =-1,08 -2,48 +9,1 -5,54 = 0
Реакции найдены правильно.
Для построения эпюры вычислим значения изгибающих моментов в
характерных сечениях А, В, С и D:
в сечениях А и D моменты равны нулю, МгA= МгD=0;
в сечении B
МгB = XBa3 (14)
МгB = -5,54*0,08=-0,443 кНм;
в сечении С
Мгс = XАа1 (15)
Мгс = -2,48*0,08=0,198 кНм.
Эпюра изгибающих моментов в горизонтальной плоскости показана на рис. 2.1.г.
Так как изгибающие моменты Мв и Мг действуют во взаимно перпендикулярных плоскостях, то суммарный изгибающий момент, являющийся их геометрической суммой, определяется по формуле Ми = .Для построения эпюры суммарного изгибающего момента вычислим значения моментов в характерных сечениях А, В, С D:
в сечениях А и D моменты равны нулю, МиА = МиB=0;
в сечении B
МиB = = 0,514 Нм;
в сечении C МиC = = 0,293 кНм.
Эпюра изгибающих моментов в горизонтальной плоскости показана на рис. 2.1.г.
Эпюра суммарного изгибающего момента представлена на рис. 2.1.д.
Наибольший суммарный изгибающий момент действует в сечении С. Величина крутящего момента в этом сечении Мк = 0,32 кНм.
Рис. 2.1. Расчет вала: а — схема нагружения в вертикальной плоскости; б — эпюра изгибающих моментов в вертикальной плоскости; в — схема нагружения в горизонтальной плоскости; г — эпюра изгибающих моментов в горизонтальной плоскости; д — эпюра суммарных изгибающих моментов; е — эпюра крутящих моментов
4.Определяем диаметр вала.
При расчете валов на совместное действие изгиба и кручения применяют третью или четвертую теории прочности. По третьей теории условие прочности в опасном сечении выражается по формуле ,
где Мэкв - эквивалентный момент в расчетном сечении, Мэкв = .
Осевой момент сопротивления поперечного сечения вала W= 0,1d3.
Диаметр вала в сечении С, где действуют наибольший суммарный изгибающий и крутящий моменты,
мм
Полученное значение диаметра необходимо округлить до целого. Окончательно принимаем диаметр вала d = 24 мм.
Список литературы
Орленко Л.В., Орленко Е.О., Дундин Н.И. Прикладная механика. Ч. I. Сопротивление материалов: Задания и методические указания к решению задач. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. - 69 с.