Нормирование новых методов оценки надежности и прогнозирования остаточного ресурса судовой техники

В настоящее время нормативное обеспечение надежности на этапе проектирования, постройки и эксплуатации судов и судовых технических средств явно недостаточное. Более того, оно вообще отсутствует как единая система на предприятиях и в организациях водного транспорта и всего морехозяйственного комплекса Украины. При осознании актуальности и острой необходимости решения проблем надежности судовой техники и продления её ресурса, активизации научных исследований надежности в морской индустрии Украины автором предлагаются проекты новых отраслевых стандартов по оценке, прогнозированию показателей надежности и расчету остаточного ресурса судов и судовых технических средств различных типов и назначения на основе современной технологии исследования надежности с использованием новых вероятностно-физических моделей отказов.

Мировая практика указывает на широкое развитие стандартизации на международном, региональном, национальном и фирменном уровнях, в том числе в области надежности, которая является основой повышения качества любого рода продукции и услуг. Стандартизация в области надежности нацелена на создание нормативной базы для обеспечения взаимопонимания среди различных специалистов, установления единства номенклатуры показателей надежности, сопоставимости результатов расчетов и испытаний на надежность и, в конечном итоге, для обеспечения выпуска на рынок высококачественной - конкурентоспособной и безопасной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей, заказчиков, общества и не разрушающей окружающую среду. В настоящее время в области надежности действует более 40 международных стандартов, разработанных Техническим комитетом по стандартизации ТК-56 «Надежность» Международной электротехнической комиссии (МЭК). По нашему мнению, наиболее перспективными являются международные стандарты МЭК серии 300 «Менеджмент надежности», которые отражают современный подход к менеджменту качества. Сущность такого подхода заключается в том, что поставщик гарантирует высокую надежность не только за счет контроля и испытаний, но и демонстрирует потребителю всю организацию работ по руководству, управлению, обеспечению надежности и совершенствованию всей организации. В большинстве стран бывшего СССР действует более 10 межгосударственных стандартов серии ГОСТ 27. ... «Надежность в технике». В Украине ученые и специалисты в теории и практике надежности объединились в Украинскую ассоциацию «Надежность машин и сооружений» (УА «Надежность»), созданную в 1992 году на базе Института проблем прочности Национальной академии наук Украины. На базе этого же академического института в том же году совместным приказом Академии наук Украины и Госстандарта Украины создан Технический комитет Украины по стандартизации ТКУ-68 «Надежность техники» с целью выполнения работ по государственной, межгосударственной и международной стандартизации по надежности техники, по расчетам и испытаниям на прочность. Этими организациями за прошедший период разработана концепция и структура системы общегосударственных стандартов в Украине по надежности и целый ряд общетехнических государственных стандартов Украины (ДСТУ), часть из которых являются также межгосударственными стандартами стран СНГ системы ГОСТ 27. .... «Надежность техники». Разработка отраслевых стандартов по надежности отдельных видов техники на базе действующих общетехнических государственных и межгосударственных стандартов пока что находится в стадии становления. До распада СССР в общесоюзном Министерстве морского флота действовали руководящие нормативные документы группы РД 31.22. ... «Качество технических средств судов Минморфлота. Система сбора, обобщения и использования информации о надежности». Наиболее значимым в этой системе с точки зрения научно-методического обеспечения исследования надежности судовых технических средств был РД 31.22.03-83 «Методические указания по обработке и использованию эксплуатационной информации в головных организациях Минморфлота по сбору и обобщению информации о надежности судовых технических средств и конструкций». Этот нормативный документ до сих пор оставлен в силе и действует на морском транспорте Российской Федерации. В Украине же приказом Государственного департамента морского и речного транспорта Украины от 23.09.94 г., № 91 все руководящие нормативные документы бывшего Минморфлота СССР по надежности судовой техники системы РД 31.22. ..., включая РД 31.22.03-83, безо всяких на то оснований и пояснений были отменены. При этом новые руководящие нормативные документы до сих пор не разработаны. Для ликвидации этого пробела автором совместно со специалистами Украинской ассоциации «Надежность» разработаны и предлагаются c 2002 года проекты двух следующих отраслевых стандартов: «Судовые технические средства. Оценка надежности по результатам испытаний и/или эксплуатации.- 42 с.» и «Судовые технические средства. Оценка и прогнозирование остаточного ресурса.- 51 с.». В обоих предлагаемых к рассмотрению стандартах использована новая технология исследования надежности. Она основана на вероятносто-физических методах (диффузионных DM -, DN - распределений), что приходят на смену существующему аппарату исследования и прогнозирования надежности, который не удовлетворяет современным требованиям практики эксплуатации техники и уровню технологии производства. При этом новые вероятностно-физические модели отказов уже апробированы на отдельных типах судовых технических средств и применены в развитие межгосударственных стандартов ГОСТ 27.005-97. «Надёжность техники. Модели отказов. Основные положения», ГОСТ 27.506-2000. «Надёжность техники. Планы испытаний для контроля средней наработки до отказа (на отказ). Часть 2. Диффузионное распределение».

В заключении отметим, что предлагаемые проекты новых нормативных документов (стандартов) предполагаются к внедрению в судоходных компаниях, на судоремонтных предприятиях и других смежных производствах в системе морского и речного транспорта, а также рыбного хозяйства Украины. В качестве справочного материала настоящие стандарты могут использоваться на предприятиях судостроительной промышленности и в учебно-образовательном процессе морских вузов Украины. Это особенно важно и актуально для установления партнерских отношений между изготовителем и потребителем продукции в судоходной индустрии в рамках реализации концепций промышленной политики, морской транспортной политики Украины и мировой концепции всеобщего менеджмента посредством качества – Total Quality Management (TQM). Рассмотренные здесь выводы, заключения, предложения и предположения сформулированы автором еще в прошлом веке…! Поскольку к настоящему моменту морская индустрия Украины и её наука с техникой деградировали окончательно, а национальные и не очень морские учебные заведения продолжают реализовывать советский образовательный процесс, не обращая внимания ни на какие ведущие мировые концепции и меняющиеся парадигмы, то выводы и заключения с прошлого века по стандартизации в Украине новых методов и технологий надежности остаются актуальными.

_______________________

Подробный материал по этой теме - см. на сайте в разделе меню «Избранное»

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Каковы цели стандартизации в области надежности техники вообще и торговых судов в частности?
  2. Какие международные стандарты по надёжности считаются наиболее перспективными и почему?
  3. Для чего и с какими целями создан Технический комитет Украины по стандартизации ТКУ-68 «Надежность техники»?
  4. Перечислите проекты отраслевых стандартов по надежности судовых технических средств (СТС), которые уже разработаны и предлагаются к внедрению в судоходстве Украины?
  5. На каких методах основаны современные стандарты по оценке и прогнозированию показателей надёжности СТС?

Наши рекомендации