Транспортное оборудование в серийном производстве
Удобным транспортом являются электрические тележки; они просты в управлении и бесшумны, благодаря чему их широко применяютна заводах. Приводятся они в движение электродвигателем, питающимися током от аккумуляторной батареи. Они строятся грузоподъемностью 0,75; 1,0; 1,5; 2; 3 и 5 т с подъемными платформами и подъемными кранами или безних. Скорость движения - 6 - 15 км/ч. (100 - 250 м/мин). Применяются и автотележки, но они имеют существенные недостатки; выделение отработанных газов и использование дорогого горючего.
Расчет потребного количества электротележек и др. транспорта определяется в зависимости от веса деталей, перевозимых в течение года, времени пробега и времени на ее загрузку и разгрузку.
, (30)
где Кт - расчетное количество электротележек
Q - вес деталей, транспортируемых в год, т;
q - заполнение электротележки за один рейс, т (»75% от её грузоподъёмности);
i - среднее количество транспортных операций на одну деталь (с учетом переходов одной детали со станка на станок, расположение оборудования и перевозок заготовок из цехового склада и обработанных деталей в промежуточный склад);
Ф - номинальный годовой фонд времени электротележки при работе в одну смену, ч. (» 2070 ч.);
m - количество смен работы электротележки в сутки;
Кр - коэффициент, учитывающий простой тележки из-за ремонта (»0,97);
Vcp - средняя скорость электротележки (» 150 м/мин),
Тз Тр - время на загрузку и разгрузку электротележки за
каждую операцию (по 5-10 мин).
При дробном числе оно округляется до целого и называется принятым количеством Кт пр.
Данные по расчету производительности и стоимости транспортировки грузов на автотягачах, электротягачах, электрокарах и электропогрузчиках приведены в табл. 7.5; 7.6 - 7.9. и П7.1[5].
Для подъема на станок тяжелых деталей, а также для передачи деталей со станка, находящегося в одном пролете, на станок. расположенный в другом пролете, используют поворотные краны в виде простой стрелы с талью либо тельфером или в виде крана на колонне.
Консольные электрические краны, перемещающейся вдоль стен по рельсам, применяются для обслуживания цеховых складов и пролетов крупных цехов. Они обслуживают зону вдоль цеха; ширина зоны зависит от вылета консоли, которая доходит до 5 м.
Наиболее распространенным средством верхнего транспорта в цехе являются электрические мостовые краны, которые служат и грузоподъемным, и транспортным средством. Управлениеими может быть верхнее (из кабины) и нижнее. Скорость передвижения с верхним управлением до 120 м/мин; управляемых с пола - не более 30 м/мин.
При небольшом объеме грузовых работ применяют ручные одно- и 2-х балочные мостовые краны.
7.2. Подъемно-транспортное оборудование в
автоматизированном производстве
В автоматическую поточную линию транспортные устройства входят в качестве составной части всего комплекта оборудования линии и поставляются станкостроительными заводами комплексно с входящими в линию станками.
Удобными транспортно-подъемными средствами являются монорельсы, рольганги или их сочетание с транспортерами и гибкими подвесками.
Корпусные детали, имеющие хорошие поверхности, перемещаются по рольгангу непосредственно, без тары. Круглые детали помещают в специальные ящики. Наклонные рольганги имеют уклон 3°.
Транспортные конвейеры для межоперационной передачи деталей широко применяют в массовом и крупносерийном производстве. Они могут быть напольными, подвесными. Напольный пластинчатый или ленточный конвейер в однодетальных линиях используется так же, как и рольганг в сочетании с монорельсами. Скорость регулируется в соответствии с тактом выпуска изделий с помощью вариатора и составляет:
- ленточного рабочего конвейера 6 - 30 м/мин;
- транспортного 30 - 60 м/мин.;
- пластинчатого рабочего-1-5 м/мин;
- транспортного - 7 - 20 м/мин.
Для передачи деталей типа тел вращения (маховиков, фланцев и т.п.) применяют наклонные желоба, устраиваемые короткими секциями от одного станка к другому, главным образом на однодетальных поточных линиях. Их выполняют с уклоном 1:10 - 1:15.
При групповой обработке и в поточных линиях в качестве межоперационного транспорта могут служить различные манипуляторы и промышленные роботы.
Создаются автоматизированные участки на безе станков с ЧПУ и транспортными средствами от ЭВM. Схема ГПС см. стр.321 [4].
Транспортирование стружки
Транспортирование стружки от станков к сборным коробам или бункерам, расположенным у проездов цеха, производится при помощи авто- и электротележек и погрузчиков, электротельферов на монорельсах, мостовых кланов, кран-балок и транспортеров. Наиболее целесообразно производить транспортирование стружки непосредственно от станка в отделение ее переработки системой транспортеров или конвейеров, расположенных под полом. В таких тpанспортных системах применяют следующие конвейеры и транспортеры: винтовые (шнековые), скребковые, ершово-штанговые, цепные, пластинчатые, ленточные, инерционные, гидравлические и др.Техническая характеристика конвейеров в табл. 7.13. 7.14 [5].