Высоковольтные искровые системы зажигания

В качестве источников высокого напряжения используются либо индукционные катушки, либо высоковольтные трансформаторы.

Рассмотрим принцип действия и основные соотношения, описывающие работу индукционной катушки.

Индукционная пусковая катушка зажигания

Индукционная катушка (ИК) используется как источник высокого напряжения в высоковольтных системах зажигания. Она преобразует постоянный ток низкого напряжения (Uпр = 27в) в импульсы высокого напряжения (10…20 кВ).

Рассмотрим принцип действия ИК, используя следующую схему (рисунок 9).

 
  Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru

Рис. 9. Принципиальная схема индукционной катушки

Индукционная катушка состоит из ферромагнитного сердечника, на котором расположены две обмотки: первичная с числом витков Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru и вторичная – Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru .

С помощью нормально замкнутых контактов Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru первичная обмотка подключается к источнику низкого напряжения постоянного тока. В процессе нарастания тока Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru в первичной обмотке катушки увеличивается электромагнитная сила Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru , притягивающая подвижный пружинный контакт Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru к сердечнику. Упругая сила пружинного контакта Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru удерживает контакты Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru в замкнутом состоянии до тех пор, пока выполняется соотношение Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru . Как только сила Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru станет больше силы Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru , контакты разомкнутся и начнется быстротечный процесс спадания тока Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru в первичной обмотке катушки. Вследствие этого во вторичной обмотке катушки будет наводиться значительная э.д.с., достаточная для пробоя запальной искровой свечи ИС.

После размыкания контактов прерывателя и убывания тока в первичной обмотке сила пружины Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru возвратит подвижный контакт в исходное состояние, цепь первичной обмотки снова замкнется и процесс повторится.

Конденсатор Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru , включенный параллельно контактам Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru прерывателя, служит для образования цепи при убывании тока Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru вследствие размыкания контактов. Тем самым предотвращается искрообразование на контактах прерывателя и, следовательно, уменьшается их эрозия.

С помощью винта Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru имеется возможность регулировать силу поджатия контактов прерывателя, т.е. силу Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru .

Для определения величины вторичного напряжения, возникающего в обмотке w2, необходимо рассмотреть три этапа работы индукционной катушки:

- первый этап, который длится от момента замыкания контактов прерывателя до момента их размыкания вследствие нарастания тока в первичной обмотке w1;

- второй этап от момента размыкания контактов прерывателя до момента пробоя свечи в результате наведения э.д.с. во вторичной обмотке катушки;

- третий этап, охватывающий период, в течение которого протекает электрический разряд между электродами искровой свечи.

Индукционная катушка работает в периодическом режиме с некоторой частотой Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru .

Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru (2)

Для авиационных индукционных катушек высоковольтных систем зажигания эта частота находится в пределах 350…1000 Гц.

В соответствии с выражением (2) частота работы прерывателя катушки практически линейно зависит от напряжения источника питания, т.е. от напряжения бортового аккумулятора.

При запуске двигателя кроме системы зажигания от аккумулятора питается ряд агрегатов запуска, в том числе возможно и электростартер. Поэтому при запуске напряжение на выходе аккумулятора может быть существенно ниже своего номинального значения. Исходя из этого, представляет интерес фактическая зависимость Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru , которая может быть получена экспериментально.

На рисунке 10 для примера представлена зависимость частоты работы прерывателя от напряжения источника питания для некоторой высоковольтной системы зажигания.

 
  Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru

Рис. 10. Зависимость частоты работы прерывателя индукционной катушки от напряжения питания

Как видно из графика, при уменьшении величины Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru с 27 В до 10 В частота уменьшается почти в два раза.

Источником входного напряжения для индукционной катушки является бортовая аккумуляторная батарея. Поскольку при запуске ГТД одновременно с включением системы зажигания работает электростартер, то напряжение Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru может быть существенно ниже номинального напряжения аккумуляторной батареи.

Уменьшение напряжения Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru приводит к уменьшению величины Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru . Поэтому необходимо, чтобы при проектировании системы зажигания была предусмотрена возможность ее надежной работы при пониженном до 13…14 в напряжении Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru .

В процессе эксплуатации системы зажигания вследствие образования нагара на изоляторе запальной свечи может существенно снижаться величина эквивалентного шунтирующего сопротивления Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru между ее электродами. Это приводит к уменьшению действительного значения напряжения Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru и снижению эффективности работы системы зажигания с искровыми свечами.

Следовательно, искровые свечи должны периодически очищаться от нагарообразования так, чтобы сопротивление Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru между электродами было не менее 50…100 кОм.

Некоторого уменьшения влияния падения величины сопротивления Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru можно добиться в процессе проектирования системы зажигания за счет увеличения собственной частоты Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru .

Итак, если Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru превысит напряжение пробоя свечи Высоковольтные искровые системы зажигания - student2.ru (3), то в работе системы зажигания наступает третий этап.

Наши рекомендации