Характеристика системы ДАУ и ее техническое обслуживание.
Устройства, обеспечивающие реверсирование, пуск, изменение частоты вращения коленчатого вала и остановку дизеля, образуют систему управления. Органы управления, приводящие в действие систему, а также основные приборы текущего контроля работы дизелей, средства связи и сигнализации, объединяют в одном конструктивном узле, называемом постом управления. Их подразделяют на местные, дистанционные и центральные. Местные посты управления (МПУ) монтируют непосредственно на двигателе. Дистанционные посты (ДПУ) размещают в рубке совместно с постом управления судном. С центральных постов (ЦПУ) управляют работой всех главных и вспомогательных дизелей. Монтируют ЦПУ в машинном помещении на некотором расстоянии от двигателей, поэтому их относят также и к дистанционным.
Системы управления в соответствии с типами постов также подразделяют на местные и дистанционные. В настоящее время на судах речного флота получили широкое распространение дистанционные системы неавтоматизированного (ДУ) и автоматизированного (ДАУ) управления.
Все операции по выводу дизеля на заданный режим работы в неавтоматизированных системах ДУ выполняет обслуживающий персонал в определенной последовательности. Перестановка органов управления для производства последующей операции возможна в этом случае только после завершения предыдущей, что представляет значительные трудности для судоводителя, обязанного к тому же еще и управлять судном. Поэтому в последние годы системой ДУ оборудуют только суда мощностью менее 220 кВт. На судах большей мощности устанавливают систему ДАУ, которая в отличие от системы ДУ обеспечивает изменение режимов работы дизеля в соответствии с заданной командой независимо от последовательности и скорости перемещения органов управления. Так, например, для изменения режима работы дизеля с «Полного вперед» на «Полный назад» достаточно переместить орган управления (маховик или рукоятку) в положение «Полный назад», и дизель автоматически остановится, произойдет реверсирование и пуск его сжатым воздухом, а ТНВД подаст такое количество топлива в цилиндры, при сгорании которого коленчатый вал дизеля будет иметь заданную частоту вращения.
Таким образом, при ДУ обслуживающий персонал производит все операции по управлению раздельно и сам контролирует их выполнение, при ДАУ одним движением рукоятки (маховика) персонал задает программу операций, выполняемую автоматически в нужной последовательности и в заданном объеме. Для удобства управления судами шириной более 10 м системы ДАУ оборудуют бортовыми постами на крыльях мостика, работающими синхронно с основным постом в рулевой рубке. В соответствии с требованиями Речного Регистра РСФСР надежность систем ДУ и ДАУ должна обеспечивать их работу без настройки и регулирования не менее 3000 ч (одной навигации), а ресурс между ремонтами должен быть не менее 15 000 ч (пяти навигаций).
Схемы систем ДУ. На судах речного флота установлено большое число различных систем ДУ и ДАУ, различающихся объемом автоматизации и используемыми в них элементами. В общем виде система ДУ состоит из поста управления в рулевой рубке, дистанционной связи с местным постом и «встроенных» в дизель главного пускового клапана, распределительного вала, воздухораспределителя, пусковых клапанов, средств включения (выключения) реверс - редукторов (реверсивно-разобщительных муфт), контролирующих, сигнализирующих и других устройств.
По типу дистанционных связей (цепей) неавтоматизированные системы управления подразделяют на механические, электрические, пневматические, гидравлические и комбинированные. Наибольшее распространение на речных судах получили механические и гидравлические системы ДУ. В качестве механических дистанционных связей чаще всего используют канатные (тросиковые), рычажно - валиковые и смешанные механические цепи. При канатной связи валики постов управления соединяют со звездочками (шкивами). При повороте рукоятки поста управления (их может быть в рулевой рубке и несколько) через шарнирные цепи (канаты) заданную команду воспринимает валик МПУ. Силу натяжения канатов регулируют с помощью талрепов, представляющих собой стержни с правой и левой внутренней резьбой. При повороте таких стержней в разные стороны происходит подтягивание или ослабление канатов.
В рычажно - валиковых системах ДУ связь постов управления осуществляется с помощью рычагов и валиков, а в смешанных системах — с помощью рычагов, валиков и канатов (цепей).