Определение диаметров ведущего вала и подбор подшипников
• | * | Ьг— | У | ||||
-- -х! | |||||||
-1 | * | К" | х- | -««Л |
dj - диаметр выступающего конца вала; dni - диаметр вала под подшипник; dr,nl - диаметр буртика для упора подшипника; I - высота буртика; г - радиус галтели фаски
Рисунок 3 - Эскиз ведущего вала
Диаметр выступающего конца вала рассчитывается на чистое кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба
d,>)
/0,2 [г]/
где Г, - крутящий момент на ведущем валу (Н мм) (см. п. 1.9). Полученный диаметр округляется до ближайшего большего значения по приложению В.
Диаметр вала под подшипник принимают
4,.=4+2<> (40)
где I - высота буртика определяется в зависимости от диаметра
с/, по приложению Г. Полученный результат округляется до ближайшего большего стандартногр значения из ряда чисел для внутренних диаметров подшипников качения: 17; 20; 25; 30; 35; 40; 45; 50; 55; 60; 65; 70; 80; 90.
При проектировочном расчете диаметр буртиков для упора подшипников определяют по соотношению
<^,=4.,+3,2-Г, (41)
где г - радиус галтели вала (приложение Г). Полученный диаметр округляется по приложению Г до ближайшего значения.
Для опор выбирают тип подшипников. При выборе подшипников для редукторов с прямо- или косозубыми колесами целесообразно рассматривать возможность применения радиальных однорядных шарикоподшипников средней серии (тип 300). В редукторах с шевронными колесами опоры ведущего вала целесообразно применять роликоподшипники средней серии без буртиков на наружном кольце (тип 2000).
Предварительный подбор подшипника осуществляется по диаметру d„| согласно приложениям Д и Е. После подбора подшипника заполняется таблица 7.
Таблица 7 - Техническая характеристика подшипников
Динамическая
грузоподъемность С, кНОбозначение подшипника
Внутренний диаметр
dm ММ
Наружный диаметр D, мм
Ширина подшипника
Динамическая
грузоподъемность С, кН
Статическая
i-рузо- подьсмность Ср, кН
3.3 Определение диаметров ведомого вала и подбор подшипников
Диаметр выступающего конца вала рассчитывается на чистое кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба
''ЧЙг (42)
где Ti - крутящий момент на ведомом валу (Н мм) (см. п. 1.9).
Полученный диаметр округляется до ближайшего большего значения по приложению В.
Диаметр вала под подшипник принимают
d„2=d2+2-t, (43)
где t - высота буртика определяется в зависимости от диаметра d2 по приложению Г.
Полученный результат округляется до ближайшего большего стандартного значения из ряда чисел для внутренних диаметров подшипников качения: 17; 20; 25; 30; 35; 40; 45; 50; 55; 60; 65; 70; 80; 90.
При проектировочном расчете диаметр буртиков для упора подшипников определяется по соотношению
4м =4.1+3,2-г (44
где - радиус галтели вала (приложение Г). Полученный диаметр округляется по приложению В до ближайшего значения.
Диаметр вала посадочного места колеса определяется по формуле
^2=^,2+(5-7) (45)
и округляется по приложению В до ближайшего значения.
Диаметр буртика для упора колеса определяется по соотношению
ds,2Zdn + 3-f, (46)
где/- размер фаски колеса (приложение Г). Полученный диаметр округляется но приложению В до ближайшего значения.
Выбор типа подшипников для ведомого вала производится по рекомендациям, приведенным в п.3.2. Установив тип подшипника, результаты следует занести в таблицу 5.
Выбор шпонок
Для передачи вращающего момента чаще всего применяют призматические шпонки (ГОСТ 23360-78), которые имеют прямоугольное сечение (рисунок 5).
Стандарт предусматривает для каждого диаметра вала определенные размеры поперечного сечения шпонки. Поэтому при проектных расчетах размеры b, h, tf2 берут из приложения Ж. Рабочую длину I шпонки назначают на 8...10мм короче длины ступицы насаживаемой детали.
При выполнении РГ Р необходимо подобрать по приложению Ж шпонку и размеры соответствующего шпоночного паза для соединения валов с колесом, муфтой, звездочкой цепной передачи или шкивом ременной передачи и заполнить таблицу 8.
Таблица 8 - Размеры шпонок и шпоночных пазов