Признаки недостатка хладагента в системе
6.7.1 Недостаток хладагента в системе определяется по следующим признакам:
а) при полностью открытых ТРВ и чистых фильтрах невозможно снизить до нормы перегрев паров, выходящих из испарителей;
б) высокая температура паров на нагнетательной стороне компрессора;
в) температура в охлаждаемых помещениях выше требуемой;
г) батареи непосредственного испарения покрываются инеем частично;
д) если на жидкостной линии отсутствуют соленоидные вентили, то при остановке компрессора резко падает давление в конденсаторе, снижаясь ниже давления насыщенных паров хладона, соответствующего температуре охлаждающей воды и окружающего воздуха (при воздушном охлаждении конденсатора);
е) хладагент проходит через ТРВ со свистящим звуком, свидетельствующим о прохождении паров хладагента вместо жидкости;
ж) иней на трубке после ТРВ начинает оттаивать;
з) в полностью автоматизированных установках, регулируемых по принципу пуска и остановок от реле давления (РД), компрессор работает длинными циклами при незначительном недостатке хладагента и короткими циклами при значительном недостатке хладагента;
и) в полностью автоматизированных холодильных установках, регулируемых по принципу пуска и остановок от термореле (РД служит защитой), при незначительном недостатке хладагента компрессор будет работать без перерыва; при значительном недостатке хладагента РД отключит компрессор и больше не включит.
6.8 Меры по уменьшению скорости нарастания снеговой "шубы". Удаление снеговой "шубы"
6.8.1 Для уменьшения скорости нарастания снеговой "шубы", кроме мер, предусмотренных в 6.1.1, необходимо:
а) производить погрузку охлаждаемого груза или продуктов в минимальный срок, закрывая грузовые люки или двери при первой возможности;
б) не допускать приемку и загрузку в низкотемпературные трюмы и камеры длительного хранения незамороженного мяса, рыбы, мясных и рыбных продуктов;
в) хранить в провизионных камерах в упакованном виде все скоропортящееся продукты (мясные тушки заворачивать в полиэтилен или простыни; мясную обрезь и субпродукты хранить в закрытых эмалированных противнях или парусиновых мешках);
г) не допускать хранения в камерах с отрицательными температурами жидких продуктов питания и напитков (жидкие продукты питания и напитки должны находиться в камерах с положительными температурами в закрытой посуде);
д) выдачу продуктов из камер производить строго по расписанию, один раз в сутки; скоропортящиеся продукты дневного рациона хранить в холодильных шкафах, установленных на камбузе и в буфетах;
е) работать с минимально возможной разностью температур охлаждаемого помещения и рассола (хладагента); поддерживать исправное состояние теплоизоляционных конструкций охлаждаемых помещений.
6.8.2 На пассажирских судах, имеющих рестораны и буфеты, должен быть разработан и утвержден капитаном судна график использования охлаждаемых провизионных камер, а также перечень лиц, допускаемых в камеру.
6.8.3 У входных дверей в предкамеры должна быть вывешена инструкция по эксплуатации холодильных камер.
6.8.4 Удаление снеговой "шубы" с охлаждающих поверхностей батарей осуществляется:
а) горячими нарами хладагента, теплым рассолом;
б) горячей пресной водой, электрогрелками;
в) местным или полным обогревом камеры.
6.8.5 Снеговую "шубу" необходимо удалять при уменьшении перепада температур входящего и выходящего рассола, либо при увеличении разности температур кипения хладагента и окружающего охлаждаемого воздуха более норм, установленных согласно 6.3.1.
6.8.6 Перед проведением оттайки охлаждающих батарей МХЗ обязан убедиться в том, что при таянии снеговой "шубы" находящиеся в трюме (камере) грузы не пострадают от намокания.
6.8.7 Оттаивание снеговой "шубы" горячими нарами (хладагента) осуществляется за счет тепла конденсации. При этом:
а) закрывают клапаны подачи жидкого хладагента в оттаиваемые секции и производят отсос хладагента из них в линейный или дренажный ресивер (при наличии последнего);
б) в малых хладоновых установках при отсутствии дренажного или линейного ресиверов хладон из оттаиваемой батареи выдавливают в параллельную рабочую секцию. Все батареи установки, кроме оттаиваемой, должны работать в нормальном для них режиме;
в) тепловая нагрузка установки при оттаивании должна быть такой, чтобы обеспечить устойчивую работу компрессора при избыточном давлении на всасывании не менее 20 кПа (0,2 кгс/см2).
Перед началом работы компрессора в режиме оттаивания необходимо проверить надежность срабатывания маноконтроллера;
г) закрывают всасывающие запорные клапаны секций, подготавливаемых к оттайке и перекрывают клапаны приборов автоматики, установленных на участках системы хладагента, в которых при оттайке будет повышено давление;
д) открывают на специальном трубопроводе оттаивания клапан подачи паров горячего хладагента в оттаиваемые секции, включают обогрев поддонов (при наличии). Для повышения давления в оттаиваемых секциях частично или полностью перекрывают поступление горячих паров хладагента от компрессора на конденсатор. Степень перекрытия поступления хладагента в конденсатор определяется соотношением площади оттаиваемых батарей и мощности компрессора.
Давление паров горячего хладагента не должно превышать 1 МПа (10 кгс/см2). Не допускается также чрезмерное повышение температуры нагнетания компрессора.
На аммиачных установках полное закрытие клапана на линии подачи паров в конденсатор не допускается;
е) при достаточном повышении давления в оттаиваемых секциях открывают клапан на дренажной линии, направляя жидкий хладагент из оттаиваемых батарей в дренажный (линейный) ресивер. После выравнивания давления в батареях и ресивере закрывают клапан дренажа, подымают давление в батареях, отсасывают пары хладагента из дренажного (линейного) ресивера. Перечисленные операции повторяют до тех нор, пока испарительные секции полностью не освободятся от снеговой "шубы";
ж) по окончании оттаивания полностью открывают клапан подачи горячих паров хладагента на конденсатор. Клапаны системы оттаивания и дренажа закрывают.
6.8.8 Для удаления снеговой "шубы" с рассольных батарей прокачивают их подогретым рассолом по схеме: насос теплого рассола - подогреватель рассола - оттаиваемые секции - насос теплого рассола.
При оттаивании выполняют следующее:
а) подогревают рассол в подогревателе до температуры от 30 до 40°С;
б) включают насос теплого рассола, подавая рассол из подогревателя в оттаиваемые секции;
в) производят оттаивание до полного осушения элементов секций.
Не следует допускать подогрева рассола свыше 40°С во избежание осаждения на внутренней поверхности труб и батарей кристаллов хлористого кальция.
6.8.9 Если конструкция батарей и их расположение в охлаждаемых помещениях позволяют, то допускается при появлении первых признаков оттаивания батарей счищать снег с труб при помощи жесткой метлы. Ударять по трубам батарей и применять металлические предметы для удаления снеговой "шубы" запрещается.
6.8.10 Для удаления снеговой "шубы" горячей пресной водой необходимо: полностью освободить камеру от продуктов, отсосать из батарей данной камеры хладагент до давления 20 кПа (0,2 кгс/см2) (избыточного), подключить шланг к источнику воды и направить струю воды на батарею до полного снятия снеговой "шубы", затем удалить воду, насухо вытереть камеру.
6.8.11 При оттаивании, осуществляемом электронагревом камеры, рекомендуется освободить камеру от продуктов и удалить хладагент из батарей, проверить сопротивление изоляции нагревателя относительно корпуса, включить электронагреватель, а в летнее время дополнительно включить приточно-вытяжную вентиляцию, удалить из камеры снег и воду.
Техническое обслуживание
Общие требования
7.1.1 ТО холодильных установок необходимо выполнять с учетом правил технической эксплуатации электрооборудования и общих требований.
7.1.2 Перед ТО механизмов и систем холодильной установки, а также в случае разгерметизации конденсатора или испарителя из них должны быть удалены хладагент, рассол и вода.