Жалюзи или шторка- устанавливается перед радиатором и служат для регулирования потока воздуха

Лабораторная работа №5.

Система охлаждения


Цель работы:Изучение назначение, устройств и работы системы охлаждения.

Задачи лабораторной работы:

- изучить назначение, устройство системы охлаждения двигателя;

- изучить назначение и устройство жидкостного насоса, радиатора, вентилятора, термостата, гидромуфты;

- изучить процесс циркуляции жидкости в системе по малому и большому кругу;

Общие понятия об объектах изучения лабораторной работы.

Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На изучаемых двигателях применяют закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости.

В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения:

· жидкостная (закрытого типа);

· воздушная (открытого типа);

· комбинированная.

В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная системадля охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная системаобъединяет жидкостную и воздушную системы.

. Система охлаждения двигателя имеет следующее общее устройство:

· жалюзи (шторка);

· радиатор системы охлаждения;

· масляный радиатор;

· радиатор отопителя;

· расширительный бачок;

· центробежный насос;

· термостат;

· вентилятор радиатора;

· элементы управления;

· «рубашка охлаждения» блока и головок блока цилиндра;

· патрубки.

· сливные краники;

· датчик и указатель температуры;

Радиатор предназначен для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости потоком воздуха. Для увеличения теплоотдачи радиатор имеет специальное трубчатое устройство.

Пробка радиатора герметически закрывает горловину радиатора, и изолирует систему ожлаждения от окружающей среды.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла в системе смазки.

Жалюзи или шторка- устанавливается перед радиатором и служат для регулирования потока воздуха.

Радиатор отопителя выполняет функцию, противоположную радиатору системы охлаждения. Теплообменник нагревает, проходящий через него, воздух в салон. Для эффективной работы теплообменник отопителя устанавливается непосредственно у выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.

Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие температуры в системе устанавливается расширительный бачок. Заполнение системы охлаждающей жидкостью обычно осуществляется через расширительный бачок.

Циркуляция охлаждающей жидкости в системе обеспечивается центробежным насосом. В обиходе центробежный насос называют помпой. Центробежный насос может иметь различный привод: шестеренный, ременной и др.

Термостат предназначен для регулировки количества охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, чем обеспечивается оптимальный температурный режим в системе. Термостат устанавливается в патрубке между радиатором и «рубашкой охлаждения» двигателя.

На мощных двигателях устанавливается термостат с электрическим подогревом, который обеспечивает двухступенчатое регулирование температуры охлаждающей жидкости. Для этого в конструкции термостата предусмотрено три рабочих положения: закрытое, частично открытое и полностью открытое. При полной нагрузке на двигатель с помощью электрического подогрева термостата производится его полное открытие. При этом температура охлаждающей жидкости снижается до 90°С, уменьшается склонность двигателя к детонации. В остальных случаях температура охлаждающей жидкости поддерживается в пределах 105°С.

Вентилятор радиатора служит повышения интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе. Вентилятор может иметь различный привод:

· механический (постоянное соединение с коленчатым валом двигателя);

· электрический (управляемый электродвигатель);

· гидравлический (гидромуфта).

Наибольшее распространение получил электрический привод вентилятора, обеспечивающий широкие возможности для регулирования.

Датчик температуры охлаждающей жидкости фиксирует значение контролируемого параметра и преобразует его в электрический сигнал. Для расширения функций системы охлаждения (охлаждения отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов, регулирования работы вентилятора и др.) на выходе радиатора устанавливается дополнительный датчик температуры охлаждающей жидкости.

Наши рекомендации