Комбинированная паромеханическая форсунка
В настоящее время на котлах стали широко применять более совершенные комбинированные паромеханические форсунки, основными преимуществами которых являются значительно большая глубина регулирования подачи при сравнительно невысоких давлениях, создаваемых топлливно-форсуночными насосами (0,6-3 МПа), при хорошем качестве распыливания топлива.
На нагрузках, близких к полным, паромеханическая форсунка работает, как чисто механическая центробежная. На сниженных нагрузках, при которых для обеспечения хорошего распыливания автоматически включается подача пара давлением примерно 0,15—0,2 МПа, форсунка работает, как паромеханическая. Расход распыливающего пара у паромеханической форсунки составляет примерно 0,05—0,15 кг/кг топлива, что для котлов существенного значения не имеет, учитывая кратковременную работу паромеханической форсунки на сниженных нагрузках. Кроме того, при периодических продувках распылителей паром уменьшаются их засорение и коксуемость.
У вспомогательных котлов, которые могут длительное время работать на сниженных нагрузках, безвозвратную потерю пара, затрачиваемого на распыливание топлива, можно отнести к недостатку паромеханической форсунки.
В паромеханической форсунке с комбинированной распыливающей головкой (рис.3.11а )
Рис.3.11 Паромеханическая форсунка с комбинированной распыливающей головкой |
топливо от топливно-форсуночного насоса по кольцевому каналу ствола 7 поступает в головку форсунки 6 и затем по сверлениям 5в распределитель 4. Из распределителя, как и в обычной центробежной форсунке, топливо по тангенциальным каналам в распыливающей шайбе 2 поступает в вихревую камеру 3 и, раскрутившись в ней, направляется в топку. Рассмотрим конструкцию еще одной разновидности паромеханической форсунки.
При снижении расхода топлива, когда вследствие уменьшения давления распыливание ухудшается, по центральной трубе 8 подается пар, который попадает в тангенциальные канавки дополнительной шайбы 1. Выходящее из шайбы 2 механически распыленное топливо дополнительно подхватывается закрученным быстродвижущимся потоком пара в шайбе 1 и вместе с ним по кольцевому среднему каналу между шайбами 1 и 2 поступает в топку. Помимо рассмотренного варианта, существует ряд других конструктивных исполнений распыливающих головок паромеханических форсунок при сохранении общего принципа их работы.
Встречаются паромеханические форсунки без распыливающих шайб.
Рис.4.4 Паромеханические форсунки «Бабкок» с комбинированной распыливающей головкой без распыливающей шайбы. |
Например, у форсунки «Бабкок» (рис. 3.12) вместо распыливающей шайбы имеется сопло с цилиндрическими отверстиями. Сопло прижимается с помощью гайки , навертываемой на ствол . Топливо через каналы поступает в сопловые отверстия , куда по каналамтакже подается пар. Распыливание топлива осуществляется при использовании энергии совместного удара струи топ лива и пара, движущихся с большой скоростью. Существуют и другие виды форсунок, например-ультразвуковая и с изменяющимся размером вихревой камеры.
4.5 Ультразвуковая форсунка | 4.6 Форсунка с изменяющимся размером вихревой камеры. |
Некоторое распространение получили (преимущественно на судах построенных в ГДР) механические вращающиеся (ротационные) форсунки, составляющие конструктивно одно целое с топочным устройством.
Форсунки такого типа надежны в эксплуатации, имеют большую глубину регулирования, в них отсутствуют засоряющиеся каналы и отверстия. Ротационные форсунки обеспечивают надежное регулирование подачи в диапазоне нагрузок от 5 до 100% при хорошем качестве распыливания топлива, поступающего с низким давлением (0,05—0,15 МПа)
Недостатками ротационной форсунки являются сложность конструкции, повышенный шум в работе, также необходимость поддержания с помощью дымососов разрежения в топке на всех нагрузках котла, если на котле установлено несколько ротационных форсунок. Последнее обусловлено тем, что при осмотре и очистке или ремонте одной из форсунок без выключения остающихся работаюгцих при ее извлечении образуется достаточно большая амбразура, которую закрывают съемным стальным щитом. При работе дымососа им создается разрежение в топке поэтому щит, защищающий амбразуру от факела форсунки, будет прижат. При этом исключается выброс пламени из топки от работающих форсунок.
Механическое распыливание топлива в ротационных форсунках осуществляется под действием центробежной силы, создаваемой распылителем, вращающимся с большой частотой вращения (примерно 5000 об/ мин), а регулирование — путем изменения открытия клапана, подводящего топливо к форсунке.
Существует несколько типов ротационных форсунок, принципиально отличающихся лишь видом привода (паровой, воздушный, электрический) и способом подвода воздуха.
Ротационная форсунка
1.3 Ротационная форсунка с приводом от электродвигателя показана на рис. 4.5
Рис.4.7 Ротационная форсунка с приводом от электродвигателя |
Стакан 10 вместе с полым валом 8приводится во вращение от электродвигателя 4 через ременную передачу 5. Топливо через штуцер 6подается в неподвижную трубу , расположенную внутри полого вала 8, и из нее попадает на внутреннюю поверхность вращающегося стакана. Под действием центробежных сил топливо прижимается к внутренним стенкам стакана; благодаря их небольшой конусности пленка топлива движется к выходной кромке. Вместе с полым валом вращается насаженное на него колесо вентилятора 3, который через патрубок 9 забирает воздух и нагнетает в кольцевую щель 11 под давлением примерно 5 кПа.
Основной поток воздуха (приблизительно 90%) для горения топлива поступает в топку из межобшивочных каналов каркаса от котельного вентилятора. Каналы 1 оборудованы регулирующими шиберами 2.
Имеются конструкции ротационных форсунок, в которых весь воздух поступает только от котельного вентилятора. Внешний вид вспомогательного котла, оборудованного топочным устройством с ротационной форсункой, показан на рис. 4.6.
Рис.4.8 Вспомогательный котёл, оборудованный топочным устройством с ротационной форсункой: 1-паровой коллектор; 2-газоход; 3-ротационная форсунка; 4-водяной коллектор.
Воздухонаправляющие устройства служат для подачи необходимого количества воздуха в топку котла. От работы ВНУ зависят качество распыливания топлива, его смесеобразование, процесс горения и в конечном счете общая экономичность котла. ВНУ бывают с раздельным подводом первичного и вторичного воздуха (в основном у ротационных форсунок) и с совместным подводом воздуха, а также с неподвижными и с профильными поворотными лопатками. Последние встречаются лишь у отдельных конструкций главных котлов. Наибольшее распространение получили ВНУ с неподвижными лопатками и с совместным подводом воздуха.
Топочное устройство отечественных вспомогательных котлов типов КВВА-2,5/5 и КВС-30 показано на рис. 4.7
Рис 4.9 Топочное устройство котлов |
Топочное устройство котлов КВВА 2.5/5 и КВС 30
ВНУ смонтировано в воздушном коробе котла, в который подается воздух от котельного вентилятора. ВНУ состоит из двух неподвижных конусообразных колец 5 и 7, между которыми установлены лопатки 18, расположенные под определенным углом, для закручивания выходящего воздушного потока. Для регулирования подачи воздуха установлен кольцевой шибер 6, перемещение которого осуществляется в горизонтальном направлении при помощи тяг 12,подключенных к исполнительному механизму системы автоматики. В местах выхода тяг наружу установлены манжетные уплотнения 10. Основная часть воздуха из короба поступает в топку через каналы между лопатками 18, а некоторая часть — через четыре трубы 1 турболизатора, что способствует лучшему смесеобразованию.
Трубы 1 смонтированы в пазах фурмы 3, выложенной из фигурного кирпича. Пазы и зазоры между фигурными кирпичами заполнены шамотной обмазкой 4. Для установки форсунки строго по оси ВНУ предусмотрена форсуночная труба 8 с диффузором 2. На наружный конец форсуночной трубы навинчен башмак 13 с штуцером для подвода топлива и пара, зафиксированный стопорным винтом. Паромеханическая форсунка 17 вставляется в трубу 8и прижимается своим корпусом к каналам в башмаке при помощи стопора струбцинного типа, который состоит из откидной скобы 14 и стопорного винта 15 с ручкой 16. Топочное устройство снабжено смотровыми устройствами, в одном из которых установлен фотоэлемент 11, служащий для контроля за горением форсунки. В случае срыва факела, фотоэлемент дает сигнал на срабатывание электромагнитного клапана, установленного на топливной магистрали, перекрывающего подачу топлива к форсунке. В смотровой трубе 9 имеются отверстия для прохода воздуха из короба котла, охлаждающего стекла фотоэлемента. Часто в форсуночных трубах делают захлопки 2 (рис. 4.10).
Рис.4.10 Топочное устройство с захлопкой и подвижным диффузором.
При выемке форсунки 3 (например, для чистки распыливающей шайбы) торец форсуночной трубы закроется захлопкой, благодаря чему предотвращается выброс горячего воздуха из короба. Следует помнить, что при выемке форсунки, прежде чем отвернуть струбцинный стопор, необходимо перекрыть подвод топлива и пара.
Диффузор 1 предназначенный для защиты корня факела от задувания и поддержания необходимой температуры при воспламенении топлива , может быть подвижным . Его перемещение осуществляется тягой 5, которая закрепляется стопором 4. Широкое применение у вспомогательных котлов получили автоматизированные топливно-форсуночные агрегаты, объединяющие в своем составе основные элементы топочного устройства, вентилятор, топливный насос и оборудование, обеспечивающее безвахтенное обслуживание котла. Работают они в позиционном режиме «Включено-выключено».
В качестве примера рассмотрим агрегат типа «Монарх», которым часто оборудуются вспомогательные котлы отечественных дизельных судов, построенных за рубежом (рис. 4.11).
Воздухонаправляющие устройства служат для подачи необходимого количества воздуха в топку котла. От работы ВНУ зависят качество распыливания топлива, его смесеобразование, процесс горения и в конечном счете общая экономичность котла. ВНУ бывают с раздельным подводом первичного и вторичного воздуха (в основном у ротационных форсунок) и с совместным подводом воздуха, а также с неподвижными и с профильными поворотными лопатками. Последние встречаются лишь у отдельных конструкций главных котлов. Наибольшее распространение получили ВНУ с неподвижными лопатками и с совместным подводом воздуха.
Топочное устройство отечественных вспомогательных котлов типов КВВА-2,5/5 и КВС-30 показано на рис. 4.9. ВНУ смонтировано в воздушном коробе котла, в который подается воздух от котельного вентилятора. ВНУ состоит из двух неподвижных конусообразных колец 5 и 7, между которыми установлены лопатки 18, расположенные под определенным углом, для закручивания выходящего воздушного потока. Для регулирования подачи воздуха установлен кольцевой шибер 6, перемещение которого осуществляется в горизонтальном направлении при помощи тяг 12, подключенных к исполнительному механизму системы автоматики. В местах выхода тяг наружу установлены манжетные уплотнения 10. Основная часть воздуха из короба поступает в топку через каналы между лопатками 18, а некоторая часть — через четыре трубы 1 турболизатора, что способствует лучшему смесеобразованию.
Трубы 1 смонтированы в пазах фурмы 3, выложенной из фигурного кирпича. Пазы и зазоры между фигурными кирпичами заполнены шамотной обмазкой 4. Для установки форсунки строго по оси ВНУ предусмотрена форсуночная труба 8 с диффузором 2. На наружный конец форсуночной трубы навинчен башмак 13 с штуцером для подвода топлива и пара, зафиксированный стопорным винтом. Паромеханическая форсунка 17 вставляется в трубу 8и прижимается своим корпусом к каналам в башмаке при помощи стопора струбцинного типа, который состоит из откидной скобы 14 и стопорного винта 15 с ручкой 16. Топочное устройство снабжено смотровыми устройствами, в одном из которых установлен фотоэлемент 11, служащий для контроля за горением форсунки. В случае срыва факела, фотоэлемент дает сигнал на срабатывание электромагнитного клапана, установленного на топливной магистрали, перекрывающего подачу топлива к форсунке. В смотровой трубе 9 имеются отверстия для прохода воздуха из короба котла, охлаждающего стекла фотоэлемента. Часто в форсуночных трубах делают захлопки 2 (рис. 3.16). Пр выемке форсунки 3 (например, для чистки распыливающей шайбы) торец форсуночной трубы закроется захлопкой, благодаря чему предотвращается выброс горячего воздуха из короба. Следует помнить, что при выемке форсунки, прежде чем отвернуть струбцинный стопор, необходимо перекрыть подвод топлива и пара.
Диффузор 1 предназначенный для защиты корня факела от задувания и поддержания необходимой температуры при воспламенении топлива , может быть подвижным . Его перемещение осуществляется тягой 5, которая закрепляется стопором 4. Широкое применение у вспомогательных котлов получили автоматизированные топливно-форсуночные агрегаты, объединяющие в своем составе основные элементы топочного устройства, вентилятор, топливный насос и оборудование, обеспечивающее безвахтенное обслуживание котла. Работают они в позиционном режиме «Включено-выключено».
В качестве примера рассмотрим агрегат типа «Монарх», которым часто оборудуются вспомогательные котлы дизельных судов ( рис. 4.11).
Рис. 4.11 Устройство автоматизированного топливно-форсуночного агрегата типа «Монарх». 1-электродвигатель; 2-вентилятор; 3-фотоэлемент; 4-электроды зажигания; 5-двухсопловая форсунка; 6-электромагнитные топливные клапаны; 7-трансформатор зажигания; 8-топливный насос; 9-воздушная заслонка; 10-серводвигатель.
На рис. 4.12 показана схема агрегата «Монарх», предназначенного для работы на высоковязком топливе.
Рис.4.12 Схема агрегата типа «Монарх»
Управление агрегатом осуществляется от электросистемы программного механизма, обеспечивающего последовательное выполнение операций в зависимости от сигналов реле давлений, установленных на котле. Например, если давление в котле понизится до заранее установленного значения, включится электродвигатель 3 и вместе ним начнут работать закрепленные на его валу вентилятор 4 и топливный насос 15. Одновременно включится также электрический топливоподогреватель 13. Первые 20—30 с (в зависимости от настройки системы) проводится вентилирование топки, а топливный насос в это время через имеющийся у него золотник будет забирать топливо из расходной цистерны по трубопроводу 18 через фильтр 17 и прокачивать его частично на слив и частично через трубу 7, полость сопла 9, открытый электромагнитный кля пан 12 и трубу 16 во всасывающую магистраль.
По достижении температуры топлива около 95° С и окончании вен- тилирования топки включится трансформатор зажигания 6 и закроет клапан 12. Поскольку слив топлив от сопла 9 прекратится, топливо по воздействием своего давления отожмет поршенек запорного клапан сопла 9, направится к распылителю и воспламенится от дуги электродов 8. Фотоэлемент 5, восприняв свет от факела, отключит трансформатор Если зажигания не произойдет, на пример из-за попадания воды в топливо или по другим причинам, то по сигналу от фотоэлемента прекратится подача топлива, а программный механизм повторит цикл включения с предварительным вентилированием топки. При повторном срыве зажигания система остановится и включит сигнализацию. Если расход пара из котла большой и давление ниже настроечного значения, заданного программным механизмом,дополнительно включается сопло 10, для чего открывается электромагнитный клапан 11, а исполнительным механизм (ИМ) 1 повернет заслонку 2 для увеличения подачи воздуха. Воспламенение топлива из сопла 10 происходит от факела работающею сопла 9. При давлении в котле на 0,01 МПа ниже рабочего сопло 10 отключается, заслонка возвращается в исходное положение, а при достижении рабочего давления агрегат отключается. Для визуального контроля за пламенем на корпусе имеется смотровой глазок 14.
Кроме агрегата типа «Монарх», широко используются схожие с ним по компоновке и принципу действия агрегаты «Ойлон», «Унитерм», «Викинг», «Сааке» и др.
Принципиальная схема топочного устройства, оборудованного агрегатом «Сааке», показана на рис. 3.19. Широко применяются в системах управления отечественных водогрейных вспомогательных котлов агрегаты типа АФ, именуемые автоматизированными форсунками (например, АФ 65С 220).
В них использованы те же составные элементы и сохранен общий принцип работы.
Контрольные вопросы
1. Какие основные элементы входят в состав топливной системы парового котла?
2. Что представляет собой факельный процесс горения топлива и какие условия обеспечивают его устойчивость?
3. Какие возможны разновидности тяги?
4. Как тяга влияет на устойчивость горения топлива в топке котла?
5. Какие основные требования предъявляются к форсункам котлов?
6. Какие существуют разновидности котельных форсунок? Дайтеэксплуатационные характеристики форсунок различных типов.
7. Как устроен и работает топлнвно-форсуночный агрегат типа «Монарх»?