Алгоритм проведения эксперимента

На начальном этапе эксперимента открывается кран К (см. рис. 2), насосом в баллон накачивается воздух до некоторого давления, кран закрывается. Во время накачивания температура воздуха в баллоне несколько повышается. Через 2-3 минуты воздух в баллоне остывает, и его температура становится равной комнатной температуре.

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru
Рис. 4. Схема смены состояний газа, находящегося в баротропном равновесии.
Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru
Рис. 5. Диаграмма зависимости давления от плотности в ходе эксперимента.

После установления термодинамического равновесия измеряется разность уровней Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru жидкости в манометре. При этом давление воздуха в баллоне равно:

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , (10)

где Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru – плотность жидкости в манометре (в нашем случае воды); Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru – ускорение свободного падения; Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru – разность уровней жидкости в манометре.

Анализ происходящих во время выполнения работы процессов удобно провести для той массы воздуха в баллоне, которая не покидает резервуар во время эксперимента (после того, как часть воздуха выпущена во время адиабатического расширения).

Тогда начальное состояние 1 рассматриваемой части газа характеризуется параметрами ( Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru ). Состояние 1 изображено прямоугольником 1 на схеме процессов (рис. 4) и точкой 1 на диаграмме (рис. 5).

На следующем этапе эксперимента физически моделируется адиабатический процесс, в котором воздух как среда находится в баротропном равновесии.

Для этого на короткое время (на 1–2 секунды) открывается кран К и баллон соединяется с атмосферой. В результате давление воздуха в баллоне быстро понижается и выравнивается с атмосферным давлением, газ расширяется от объема Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru до объема Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . Давление в баллоне при этом падает от Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru до Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . Это показывает манометр М: уровни жидкости в обоих коленах манометра выравниваются. Необходимо помнить, что процесс должен быть быстрым, но не резким, иначе его нельзя считать адиабатическим.

При адиабатическом процессе работа по вытеснению газа совершается за счет внутренней энергии оставшегося в баллоне газа. Внутренняя энергия газа уменьшается, следовательно, уменьшается его температура от Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru до Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru .

Состояние 2 с параметрами ( Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru ) изображено на рис. 4 и рис. 5, соответственно прямоугольником 2 и точкой 2. Переход между состояниями 1 и 2 описывается уравнением Пуассона для адиабатического процесса

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . (11)

После закрывания крана наблюдается постепенное увеличение давления воздуха в баллоне при постоянном объеме, при этом воздух тоже находится в баротропном равновесии и нагревается до комнатной температуры Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . Давление газа в баллоне повышается до значения:

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , (12)

где Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru – установившаяся разность уровней жидкости в манометре после закрывания крана. Состояние 3 с параметрами ( Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru ) изображено на рис. 2 и на рис. 3, соответственно прямоугольником 3 и точкой 3.

Состояниям 1 и 3 соответствует одинаковая температура[1]: Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . Следовательно, процесс перехода 1 ® 3можно рассматривать как изотермический, для которого справедливо равенство

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . (13)

Подставляя в уравнения (11) и (13) выражения (10) и (12) и решая их совместно, получим соотношение для определения κ :

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . (14)

Поскольку в нашем эксперименте Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , то, учитывая математическое соотношение: Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru при Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , из формулы (14) находим расчетное выражение для постоянной адиабаты:

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . (15)

Приборы и принадлежности:стеклянный баллон с краном и ограничителем давления; манометр; насос.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Налейте в ограничитель О (рис. 2) воду до уровня, заданного преподавателем или индивидуальным заданием.

2. Поворотом крана К (рис. 2) соедините баллон с насосом и накачайте воздух в баллон, насколько это позволит ограничитель О (пока не пойдут пузырьки из трубки ограничителя).

3. Закройте кран и подождите 2-3 минуты, пока уровни жидкости в манометре М перестанут изменяться. Сделайте отсчет разности уровней Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru жидкости в манометре (рис. 2) и занесите результат измерений в таблицу испытаний.

Таблица 2. Результаты измерений.

Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , мм Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru , мм Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru
       
     
     
     
     

4. Придерживая кран К, выньте пробку крана, соединив баллон с атмосферой на 1-2 секунды, и затем верните пробку на место, вновь перекрыв баллон. (Пока открыт кран, давление воздуха в баллоне падает до атмосферного давления, и уровни жидкости в манометре выравниваются).

5. В течение последующих 2-3 минут после закрывания крана происходит увеличение разности уровней жидкости в манометре. Когда уровни в манометре перестанут изменяться, сделайте отсчет разности уровней Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru .

6. Опыты, описанные в пунктах 2-5, выполните еще четыре раза. Результаты измерений Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru и Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru занесите в таблицу испытаний.

7. Для каждого опыта по формуле (14) рассчитайте экспериментальные значения Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru и найдите выборочное среднее значение Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . Полученные значения запишите в таблицу испытаний.

8. Согласно индивидуальной траектории определите погрешность измерений, воспользовавшись алгоритмом обработки и представления результатов многократных измерений (для расчетов лучше воспользоваться таблицами Excel).

9. Сделайте вывод о баротропности равновесия при адиабатическом процессе с учетом того, что для воздуха табличное значение Алгоритм проведения эксперимента - student2.ru . Определите, входит ли это значение в ваш доверительный интервал.

10. В зависимости от вашего индивидуального задания, с помощью Excel, смоделируйте потенциал действия сил давления в баротропном равновесии, используя функции, приведенные в таблице 1. Проанализируйте результат вычислительного эксперимента.

11. В выводах по работе укажите наблюдаемые явления, доверительный интервал определяемой характеристики и анализ результатов испытаний и моделирования.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте уравнения Эйлера для статики.

2. Сформулируйте закон изотропии давления.

3. Дайте определение термину свободная поверхность жидкости.

4. Сформулируйте основной закон гидростатики для капельных жидкостей.

5. Дайте определение баротропных процессов.

6. Определите физическую величину, характеризующую воздействие объемной силы F на среду в направлении Z.

7. Как определяется плотность распределения действующей в направлении X силы G в среде, если масса m среды занимает объем V?

Литература

Гиргидов, А.Д. Механика жидкости и газа (гидравлика): Учебник / А.Д. Гиргидов. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 704 с. – ЭБС «Знаниум».

Лабораторная работа № 3

Наши рекомендации