Вращающие моменты асинхронной машины

Электромагнитный момент асинхронной машины создается взаимодействием тока в обмотке ротора с вращающимся магнитным потоком и пропорционален электромагнитной мощности

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

где Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru - угловая скорость вращения магнитного потока.

Из приведенного выражения видно, что электромагнитный момент пропорционален мощности электрических потерь в обмотке ротора.

Из Г-образной схемы замещения ток в рабочем контуре равен

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Формула электромагнитного момента принимает следующий вид

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Значения параметров схемы замещения асинхронной машины при изменениях нагрузки остаются практически неизменными, как и напряжение на фазе обмотки Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и частота Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru .

Поэтому можно сделать выводы: электромагнитный момент при любом значении скольжения пропорционален фазному напряжению в квадрате (фазному току ротора в квадрате); электромагнитный момент тем меньше, чем больше такие параметры схемы замещения, как Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Рассмотрим зависимость электромагнитного вращающего момента от скольжения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru при Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru , Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и постоянных параметрах схемы замещения, (рис. 2.12). Эта зависимость называется механической характеристикой асинхронной машины.

При значениях скольжения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru электромагнитный момент Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru Механическая характеристика имеет два экстремума. Максимальный момент асинхронной машины в генераторном режиме несколько больше, чем в двигательном Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Рис. 2.12

Величина критического скольжения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru соответствующего максимальному моменту, получается из первой производной выражения для электромагнитного момента, приравненной нулю:

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Подставив выражение критического скольжения в формулу электромагнитного момента, получим выражение максимального электромагнитного момента

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

где знак (+) соответствует двигательному, а знак (-) – генераторному режиму работы асинхронной машины.

Электромагнитный момент достигает максимального значения при Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и далее, несмотря на увеличение Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru , момент уменьшается, т.к. ток Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru становится все более индуктивным Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru Как отмечалось ранее, величину Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru определяет активная составляющая тока Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru , которая сначала растет с увеличением Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru при увеличении Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru , а затем, несмотря на увеличение Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru - уменьшается. Следует также учитывать, что с увеличением Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru падение напряжения в обмотке статора увеличивается и, как следствие, несколько уменьшается ЭДС Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и поток Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Для асинхронных машин общего назначения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и поэтому, пренебрегая величиной Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru получим упрощенные выражения критического скольжения и максимального электромагнитного момента

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

У асинхронных двигателей общего назначения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru кратность максимального момента Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru - определяет перегрузочную способность двигателя.

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru
Рис. 2.13

Выражение максимального электромагнитного момента позволяет сделать следующие выводы: максимальный электромагнитный момент не зависит от активного сопротивления обмотки ротора, пропорционален фазному напряжению в квадрате (результирующему магнитному потоку машины в квадрате), обратно пропорционален индуктивным сопротивлениям рассеяния обмоток статора и ротора.

Для анализа работы асинхронного двигателя воспользуемся механической характеристикой Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru представленной на рис. 2.13. При включении двигателя в сеть магнитный поток статора, не обладая инерцией, сразу же начинает вращение с синхронной частотой n1, а ротор двигателя под влиянием сил инерции в начальный момент пуска остается неподвижным Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и скольжение Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Выражение начального пускового электромагнитного момента асинхронного двигателя

Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Под действием этого момента начинается вращение ротора двигателя, при этом скольжение уменьшается, а вращающий момент возрастает в соответствии с характеристикой Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru . При критическом скольжении Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru момент достигает максимального значения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru . С дальнейшим нарастанием частоты вращения момент Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru начинает уменьшаться, пока не достигнет значения равного сумме противодействующих моментов, приложенных к ротору двигателя: момента холостого хода Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и полезного нагрузочного момента Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru ( Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru статический момент).

Следует учесть, что при скольжениях, близких к единице (пусковой режим двигателя), параметры схемы замещения заметно изменяют свои значения. Причинами этого являются: усиление магнитного насыщения зубцов магнитопроводов статора и ротора (уменьшаются индуктивные сопротивления рассеяния Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru ), эффект вытеснения тока в стержнях ротора (увеличение активного сопротивления Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и уменьшение Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru ). Расчет пусковых характеристик проводится по соответствующим параметрам схемы замещения.

Статический момент Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru равен сумме противодействующих моментов при равномерном вращении ротора Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru При номинальной нагрузке двигателя установившийся режим работы двигателя определяется на механической характеристике точкой с координатами Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Анализ механической характеристики показывает, что устойчивая работа асинхронного двигателя возможна при скольжениях меньше критического Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru т.е. на участке ОА механической характеристики. Именно на этом участке изменение нагрузки на валу двигателя сопровождается соответствующим изменением электромагнитного момента.

Когда двигатель работает при номинальной нагрузке, то имеет место равенство моментов Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru Если произошло увеличение полезного нагрузочного момента до значения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru то равенство моментов нарушится и частота вращения ротора начинает убывать (скольжение будет увеличиваться). Это приведет к росту электромагнитного момента до значения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru (точка В), и режим работы двигателя вновь станет установившимся. Если же двигатель работал при номинальной нагрузке и произошло уменьшение полезного нагрузочного момента до значения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru то равенство моментов вновь нарушится, но теперь частота вращения ротора начнет возрастать (скольжение будет уменьшаться). Это приведет к уменьшению электромагнитного момента Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru до значения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru (точка С), устойчивый режим работы будет вновь восстановлен, но уже при других значениях Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru и Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru

Работа асинхронного двигателя становится неустойчивой при скольжениях Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru Если электромагнитный момент двигателя Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru а скольжение Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru то даже незначительное увеличение нагрузочного момента приведет к процессу уменьшения электромагнитного момента Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru За этим последует увеличение скольжения до тех пор, пока оно не достигнет значения Вращающие моменты асинхронной машины - student2.ru т.е. пока ротор двигателя не остановится.

2.11. Способы пуска трехфазных асинхронных
двигателей (АД)

Требования к пуску АД:

1. АД должен развивать при пуске достаточно большой пусковой момент, чтобы ротор мог прийти во вращение и достичь номинальной частоты вращения;

2. Пусковой ток должен быть ограничен таким значением, чтобы не произошло повреждение двигателя и нарушения нормального режима работы сети;

3. Схема пуска должна быть по возможности простой, а количество и стоимость пусковых устройств – малыми.

Наши рекомендации