В.2 Обнаружение рельсов с остаточной неравномерной намагниченностью
Признаками вредного влияния остаточной неравномерной намагниченности рельсов с объемной закалкой являются:
- появление сбоев работы устройств АЛСН в местах выгрузки возле пути рельсов с объемной закалкой, подготовленных к укладке в путь;
- нарушение работы устройств АЛСН после укладки рельсов с объемной закалкой в путь на участках с электрической тягой переменного тока или появление сбоев при высокой скорости движения локомотива на участках с автономной тягой или с электрической тягой постоянного тока.
Наличие в пути неравномерно намагниченных рельсов может быть выявлено контролем напряженности магнитного поля вблизи поверхности рельсов при помощи измерителя (индикатора) остаточной индукции (напряженности) ИОН-4. При этом значение напряженности магнитного поля не должно превышать 3 мТл. При необходимости точного измерения напряженности магнитного поля применяется измеритель остаточной индукции ИОН-5.
Наличие напряженности магнитного поля определяется и обычным магнитным компасом.
Для удобства пользования компас крепится на штангу из немагнитного материала, позволяющую испытателю, не наклоняясь, перемещать компас вдоль рельс. При этом компас должен находиться в непосредственной близости от головки рельса, справа или слева от нее на расстоянии от 1 до 5 см.
Определение неравномерной намагниченности рельсов производится электромехаником СЦБ совместно с дорожным мастером (электромехаником по рельсовым цепям дистанции пути) после выгрузки плетей или укладки рельсовых звеньев в путь.
Рельсы не прошедшие объемной закалки, а также закаленные рельсы прошедшие магнитную обработку имеют равномерную остаточную намагниченность, при которой один из концов стрелки компаса постоянно притянут к головке рельса и не меняет положения, при передвижении компаса вдоль рельса. В случае неравномерно намагниченных рельсов с объемной закалкой стрелка компаса изменяет свое положение относительно рельса, что и указывает на то, что данный рельс в условиях эксплуатации может приводить к сбоям работы устройств АЛСН, КЛУБ.
Наравне с неравномерной намагниченностью уложенных в путь рельсов, влияние оказывают и рельсы, подготовленные для замены. Для устранения этого влияния, такие рельсы требуется укладывать с внешней стороны колеи на расстоянии не ближе 35 см от действующего рельса или же внутри колеи строго по ее оси при минимальном зазоре между торцами рельсов.
В.3 Обработка рельсов с объемной закалкой, уложенных в путь и имеющих неравномерную остаточную намагниченность
Для уменьшения резких изменений магнитного поля вблизи поверхности головок уложенных в путь рельсов производится их магнитная обработка.
Магнитную обработку рельсов можно производить машиной ВПО-3000 в следующем порядке:
Перед началом работы машины ВПО-3000 (при включенном дизель-генераторе) проверяется правильность полярности электромагнитов компасом, расположенным на уровне от 5 до 10 см от головки рельса и на расстоянии от 0,5 до 1 м от крайних полюсных наконечников электромагнита. Стрелка компаса должна показывать одинаковую полярность левого и правого электромагнитов.
При обнаружении несоответствия катушки с одной из сторон должны быть переключены.
Измерения производят электромеханик и производитель работ.
Магнитную обработку неравномерно намагниченных рельсов машиной ВПО-3000 выполняют при токах в электромагнитах не менее 60А со скоростью движения 10 км/ч и высотой электромагнитов над рельсами не более 50 мм или со скоростью 5 км/ч и высотой электромагнитов над рельсами не более 100 мм.
В результате магнитной обработки достигается равномерная напряженность внешнего поля не более 3 мТл, не приводящая к сбоям в работе АЛСН, КЛУБ.