Основы триботехники узлов и деталей машин
Сопряженными или контактирующими называют соприкасающиеся непосредственно или через слой смазочного материала поверхности взаимодействующих деталей.
Изучением процессов взаимодействия контактирующих поверхностей при их относительном перемещении занимается наука, получившая название триботехника(от греч. tribos — тереть). Основная цель этого изучения — нахождение путей снижения трения и изнашивания.
Одним из основных понятий триботехники является внешнее трение— явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей и сопровождаемое рассеиванием энергии.
Взаимодействие контактирующих тел характеризуется механическими, теплофизическими, физико-химическими и электромеханическими процессами, сопровождающимися изнашиванием деталей.
По наличию относительного движения различают:
трение покоя — трение двух тел при микросмещениях (например, за счет их деформаций) до перехода к относительному движению;
трение движения — трение тел, находящихся в относительном движении.
Трению покоя присущи фреттинг-коррозия и окислительное изнашивание, которые характерны для деталей соединений машин (соединения с натягом, резьбовые, шлицевые, шпоночные).
При фреттинг-коррозии(от англ. to fret — разъедать) на небольших площадках постоянно контактирующих поверхностей образуются мелкие углубления и продукты коррозии в виде пятен и порошка от светло- до темно-коричневого цвета. Продукты износа остаются в зоне контакта и превращаются в абразивные частицы.
При окислительном изнашиванииконтактирующие детали вступают в химическое взаимодействие с окружающей средой (например, воздухом), что приводит к развитию коррозии и механическому изнашиванию.
По характеру относительного движения различают трение скольженияи трение качения.Трение движения, при котором скорости тел в точке касания различны по величине или направлению, называют трением скольжения. При равенстве скоростей в точках касания по величине и направлению трение движения называют трением качения.
Такие детали, как диски фрикционных муфт (см. рис. 30.17, а), резьбовая пара скольжения винт —гайка, тормозные колодки и др., которые работают в условиях трения скольжения, подвержены контактному схватыванию, водородному и абразивному изнашиванию.
Водородное изнашиваниесвязано с выделением водорода при трении контактирующих тел и разложении воды, нефтепродуктов или деструкции пластмасс. Присутствие водорода приводит к хрупкости поверхностей контакта материалов, появлению мелких трещин и образованию мелкодисперсного порошка материала.
Внешнее трение характеризуется силой трения— силой сопротивления при относительном перемещении одного тела по поверхности другого под действием внешней силы. Сила трения направлена по касательной к общей границе между телами.
Параметром погруженности сопряженных поверхностей является давлениеq, приходящееся на единицу площади, а при отсутствии взаимных перемещений — напряжение смятия σсм.
Основным кинематическим параметром является скорость скольжения v,т. е. скорость движения точки одной из сопряженных поверхностей относительно совпадающей с ней точки другой поверхности.
Для количественной оценки изнашивания и его результата — износа используют такие показатели, как интенсивность изнашивания и предельный износ.
Интенсивностью изнашиванияJ называют отношение толщины слоя И, снятого в результате изнашивания, к пути трения S (перемещения точки, в которой определяется износ, относительно сопряженной поверхности):
J=h/S.
Под предельным износомдетали или узла понимают такой износ, по достижении которого дальнейшая эксплуатация неэкономична или недопустима.
Практически безызносные трущиеся пары с малым коэффициентом трения можно получить, реализуя в узле жидкостную смазку или используя явление избирательного переноса.
При жидкостной смазке (см. § 28.7) поверхности деталей полностью разделены жидким смазочным материалом (слоем масла). Детали непосредственно не соприкасаются и не изнашиваются. Коэффициент трения при этом определяется вязким трением жидкости и мал по величине (f= 0,005). Режим жидкостной смазки реализуют в подшипниках скольжения.
Избирательный перенос— физико-химический процесс образования и автоматического поддержания на поверхности трения защитной металлической пленки, значительно снижающей коэффициент трения и износ. Пленкообразующим материалом является, например, медь и ее сплавы (бронза, латунь). Из этих материалов может быть изготовлена одна из деталей пары трения или пленкообразующая присадка смазочного материала, например медный порошок.
После первоначального образования на поверхностях деталей защитной пленки устанавливается режим избирательного переноса, т. е. в случае изнашивания или нарушения сплошности пленки происходит автоматическое ее восстановление.
Явление избирательного переноса успешно используют в узлах трения, работающих в экстремальных условиях: в вакууме, в агрессивных средах химической промышленности.
В настоящее время триботехнике уделяется большое внимание, так как для многих машин затраты на ремонт в связи с изнашиванием деталей за период их работы в несколько раз превышают стоимость новой машины.
Контрольные вопросы
1. Каково различие между механизмом и машиной?
2. Что следует понимать под деталью машины? Какие детали называют деталями общего назначения?
3. Какие основные требования предъявляют к машинам и их деталям?
4. Что следует понимать под надежностью машин и их деталей? Какими свойствами характеризуется надежность? Каково различие между ресурсом и сроком службы? По каким показателям оценивают надежность?
5. Каковы основные критерии работоспособности и расчета деталей машин?
6. Каково различие между проектировочным и проверочным расчетами?
7. Дайте определение таким понятиям триботехники, как внешнее трение, трение покоя и трение движения. Какие виды изнашивания характерны для них?