Разборка обмоток из прямоугольного провода
К указанным обмоткам относятся обмотки фазных роторов асинхронных двигателей, статорные обмотки крупных синхронных и асинхронных машин, якорные обмотки и обмотки возбуждения машин постоянного тока, обмотки возбуждения синхронных машин.
Извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин.При удалении стержней у роторов, на которые отсутствует техническая документация (обмоточные данные, геометрические размеры), производят их осмотр, необходимые замеры, составляют дефектную ведомость и определяют обмоточные данные, параметры бандажей, расположение начал и концов фаз, данные по изоляции и др. В процессе разборки на роторе маркируют пазы (номера), в которых расположены начала и концы фаз.
Разборку начинают со срезания бандажей из стеклоленты или распайки бандажей из стальной проволоки. Распайку производят электродуговым паяльником, а бандажную проволоку наматывают на барабан. Затем распаивают хомутики, соединяющие концы стержней в лобовых частях, снимают и зачищают их от припоя. Одновременно зачищают от припоя и концы стержней. Затем с помощью специальных ключей разгибают стержень в двух местах, иначе его невозможно будет вынуть из паза. Одним ключом удерживают стержень, а другим производят разгиб.
Извлечение стержней из пазов требует значительных усилий, поэтому для извлечения используют специальное приспособление, показанное на рис. 8.12. Его закрепляют на валу 6 хомутом 5, затем закрепляют в зажиме 2 конец 1 стержня. Вращая винт 4, вытягивают верхний стержень из паза, предохраняя приспособление от смещения распоркой 3. После удаления всех верхних стержней удаляют нижние стержни.
Пазы сердечника, нажимные шайбы и обмоткодержатели очищают от старой изоляции. Проверяют качество пазов, для чего в пазы устанавливают один слой электрокартона толщиной 0,1 мм и прогоняют через паз клин, изготовленный по форме и размеру паза с учетом толщины гильзы из электрокартона.
После прогонки клина извлекают гильзу и по числу и глубине вмятин на ней судят о неисправности пазов, которую исправляют дорновкой. Удаленные стержни отправляют на восстановление изоляции.
Извлечение якорной обмотки машин постоянного тока. Перед разборкой производят, как и в предыдущем случае, запись необходимых для последующего ремонта обмоточных данных. Разборку начинают с распайки (удаления) бандажей и отпайки концов обмотки от коллектора. Если обмотка соединена с коллектором сваркой, то сварку удаляют на токарном станке. Глубина сварки от торца петушков составляет 2...4 мм.
Если обмотка крепилась в пазах клиньями, их предварительно выбивают. Сначала извлекают из пазов верхние стороны катушек, затем удаляют межслойную изоляцию и вынимают нижние стороны катушек. При извлечении под катушку подводят киперную или лавсановую ленту, с помощью которой вытаскивают катушку из паза, не деформируя ее. По мере разборки записывают данные уравнительных соединений и их схему. Пазы якоря зачищают от остатков изоляции, проверяют их исправность и отправляют необмотанный якорь на мойку.
В тех случаях, когда состояние изоляции удовлетворительное, а дефект имеется лишь в верхней стороне катушки обмотки якоря, производят его устранение без полной разборки обмотки. Для этого снимают бандажи, распаивают или вырубают острым зубилом место соединения катушки с коллектором и достают (вынимают) поврежденную верхнюю сторону катушки. После замены поврежденной изоляции отремонтированную сторону катушки укладывают обратно в паз, соединяют ее с коллектором и восстанавливают снятые бандажи.
Поврежденный медный провод наваривают медно-фосфорным припоем, зачищают и изолируют. При повреждении провода нужно внимательно осмотреть паз, в котором он находился, для нахождения причины повреждения и выхода машины из строя.
Извлечение высоковольтной катушечной обмотки. Такая обмотка располагается в открытых пазах, а катушки имеют термопластичную или термореактивную изоляцию. У обмоток с термопластичной изоляцией рассоединяют катушечные группы и нагревают их перед выемкой, используя сварочные генераторы постоянного тока, позволяющие обеспечить ток при нагреве, равный 0,4...0,6 номинального. Форсировать нагрев катушек нельзя, так как это может привести к вспучиванию изоляции. При нагреве термопластичная изоляция размягчается и становится эластичной.
Из пазов выбивают клинья, обрезают крепления обмотки к бандажным кольцам и между собой, сохраняя при этом межкатушечные прокладки в лобовых частях. Катушки извлекают из пазов с помощью лент (рис. 8.13), а для облегчения выемки между верхней и нижней катушками забивают деревянные или пластмассовые клинья. Верхние стороны первых катушек, число которых равно шагу обмотки в пазах, оставляют в расточке статора, так как их нижние стороны еще нельзя извлечь. Затем извлекают катушки целиком (и нижние и верхние стороны), последними извлекают нижние стороны первых катушек. Извлеченные катушки отправляют на переизолировку и проводят дефектацию сердечника.
У обмоток с термореактивной изоляцией извлечь катушки с помощью нагрева не удается, поскольку эта изоляция не размягчается даже при температурах 300...400 С. Размягчение термореактивной изоляции можно производить в перегретых водных растворах углекислого газа в автоклаве при температуре 120... 200 Си давлении 0,4... 2,0 МПа. Эта технология получила название гидролитической деструкции связующего (ГДС). Однако типовая схема извлечения таких обмоток отсутствует.
Мойка деталей и узлов
Перед дефектацией все детали и узлы необходимо очистить от грязи и масел в моющих растворах, промыть в воде и просушить. При мойке весьма эффективны моющие синтетические препараты МЛ-51, МЛ-52, которые хорошо растворяются в воде (в том числе в жесткой), нетоксичны, негорючи, взрывобезопасны и не вызывают ожогов кожи. Эти растворы пригодны для чистки деталей из черных (не вызывают коррозии) и цветных металлов, включая алюминий и его сплавы. В баке моющей машины раствор образует с загрязнениями распадающуюся эмульсию, причем масляные загрязнения всплывают на поверхность раствора, а твердые частицы плотностью более 1г/см3 оседают в нижней части бака. Быстрота и полнота расслоения эмульсии гарантируют многократное использование одной порции моющего раствора по замкнутому циклу. Поэтому баки для раствора, горячей воды и отстойников оборудуют устройствами для сбора масла с поверхности. Указанные препараты предназначены для струйной очистки деталей, но могут использоваться и для очистки деталей в ваннах.
Струйную очистку наиболее эффективно проводить в моечных машинах, для чего к настоящему времени разработано и внедрено несколько их конструкций. Так, ЦКТБ электроремонта разработало машину для мойки узлов и деталей электрических машин с высотой оси вращения до 280 мм. Машина состоит из моечной камеры, двух гидравлических баков с системами подогрева и фильтрации жидкости и насосной станции. В состав камеры входят две полукамеры с приводом, подвеска с приводом ее вращения и ловителем, два контура с системой форсунок и емкость для слива рабочей жидкости в процессе мойки. Гидравлические баки состоят из двух одинаковых емкостей для горячего моющего раствора и горячей воды соответственно трубопровода и арматуры.
Мойку проводят следующим образом. Большие детали подвешивают на подвеске, а малые укладывают в контейнер и также укрепляют на подвеске. Детали поступают в моечную машину, и раствор, нагретый до 70...80°С, омывает их через качающиеся сопла. Подвеска при этом медленно поворачивается. Время мойки определяется габаритными размерами и степенью загрязнения деталей и занимает, как правило, 15 ...20 мин. После обработки раствором детали моют горячей водой (7О...8О°С), а затем сушат горячим воздухом.
Моющий раствор готовится непосредственно в моющей камере (в одном литре воды растворяют 10...25 г моющего средства). Смену моющего раствора производят примерно через 10 суток. Препараты МЛ-51 и МЛ-52 при засыпке могут образовать «пылевое облако», а при размешивании раствор может разбрызгиваться и попасть в глаза. В этом случае следует промыть глаза чистой водой. При разведении порошка необходимо работать в защитных очках, респираторе и резиновых перчатках. Руки до локтей следует смазать защитными кремами (применяют силиконовый крем, а также пасты марок ХИОТ-6 и АБ-1).