Выбор типа, числа и номинальной мощности трансформаторов понижающих подстанций
Учитывая, что к каждой из подстанций подключены потребители I категории, выбираем по 2 трансформатора на каждую подстанцию.
Определяем мощности потребителей:
Трансформаторы выбираем по формуле:
; исходя из условия: .
Коэффициенты загрузки трансформаторов для данных условий ( , h = 6 ч., 0С) находим из справочника, учитывая систему охлаждения и рассчитавая значение К1 по формуле:
.
a) Подстанция ПС1:
(МВА).
Выбираем два автотрансформатора типа АТДЦТН-125000/220/110 с номинальной мощностью (МВА) каждый.
В режиме максимальных нагрузок имеем:
;
К2.доп.с = 1.27;
.
В послеаварийном режиме:
;
К2.доп.с = 1.5;
.
Выбранные трансформаторы подходят по условию перегрузок.
б) Подстанция ПС3:
(МВА).
Выбираем два трансформатора типа ТДН-16000/110 с номинальной мощностью (МВА) каждый.
В режиме максимальных нагрузок имеем:
;
К2.доп.с = 1.34;
.
В послеаварийном режиме:
;
К2.доп.с = 1.6;
.
Выбранные трансформаторы подходят по условию перегрузок.
в) Подстанция ПС2:
(МВА).
Выбираем два трансформатора типа ТРДН 25000/110 с номинальной мощностью 25 (МВА) каждый.
В режиме максимальных нагрузок имеем:
;
К2.доп.с = 1.33;
.
В послеаварийном режиме:
;
К2.доп.с = 1.5;
.
Выбранные трансформаторы подходят по условию перегрузок.
г) Подстанция ПС4:
(МВА).
Выбираем два трансформатора типа ТДН-16000/110 с номинальной мощностью (МВА) каждый.
В режиме максимальных нагрузок имеем:
;
К2.доп.с = 1.34;
.
В послеаварийном режиме:
;
К2.доп.с = 1.6;
.
Выбранные трансформаторы подходят по условию перегрузок.
Все данные о выбранных трансформаторах сведены в таблицу1.
Таблица 1
№ ПС | ТИП | Sном МВА | Uном, кВ | Uк, % | ||||
ВН | СН | НН | ВН-СН | ВН-НН | СН-НН | |||
АТДЦТН-125000/110 | ||||||||
ТРДН-25000/110 | - | - | 10.5 | - | ||||
ТДН- 16000/110 | - | - | 10.5 | - | ||||
ТДН-16000/110 | - | - | 10.5 | - |
Продолжение табл. 1
№ ПС | ТИП | ΔPк, кВт | ΔPх, кВт | Iх, % | RТ, Ом | XТ, Ом | ΔQx, кВар | ||||||
ВН-СН | ВН-НН | СН-НН | ВН | СН | НН | ВН | СН | НН | |||||
АТДЦТН-25000/110 | - | - | 0.5 | 0.55 | 0.48 | 3.2 | 59.2 | ||||||
ТРДН-25000/110 | 0.7 | 2.54 | 55.9 | ||||||||||
ТДН- 16000/110 | 0.7 | 4.38 | 86.7 | ||||||||||
ТДН-16000/110 | 0.7 | 4.38 | 86.7 |
Рис. 1.3. Принципиальная схема сети для первого варианта.
Рис. 1.3. Принципиальная схема сети для второго варианта.
Расчет установившихся режимов работы, сравниваемых вариантов электрических сетей. Выбор сечений и марок проводов
Расчетные схемы и схемы замещения для рассматриваемых вариантов сети с учетом выбранных трансформаторов приведены в приложении 1 (рис. П.1.1 – рис.П.1.4).
1) Расчет потерь в трансформаторах на ПС2, ПС3 и ПС4:
ПС4: (МВА);
(МВт);
(Мвар);
(МВА);
ПС3: (МВА);
(МВт);
(Мвар);
(МВА);
ПС2: (МВА);
(МВт);
(Мвар);
(МВА);
2) Расчет радиальной схемы:
Линия ПС1 – ПС4:
Выбираем сечение линии между ПС1 и ПС4:
Ток, протекающий по одной цепи:
.
При TМА = 4400 (ч), имеем: экономическое сечение определяется:
.
FЭК14 < Fмин.к. => выбираем минимальное сечение по короне для 110 кВ – 70 мм2.
Из справочника выбираем провод марки АС 70/11.
Проверяем выбранный провод по нагреву (допустимый продолжительный ток) в послеаварийном режиме:
.
выбранный провод подходит по условию нагрева.
Параметры провода АС 70/11:
Для линии между ПС1 и ПС4 имеем:
Рассчитываем потокораспределение в данной линии:
(МВА);
(МВт);
(Мвар);
Линия ПС1 – ПС2:
Выбираем сечение линии между ПС1 и ПС2:
;
(МВА);
.
Для определения jэк находим TМА.ср.:
.
При TМА = 5067 (ч), имеем: экономическое сечение определяется:
.
Из справочника выбираем ближайшее стандартное сечение (120 мм2) – провод марки
АС 120/19.
Проверяем выбранный провод по нагреву (допустимый продолжительный ток) в послеаварийном режиме:
.
выбранный провод подходит по условию нагрева.
Для линии между ПС1 и ПС2 имеем следующие параметры:
Рассчитываем потокораспределение в данной линии:
(МВА);
(МВт);
(Мвар);
Линия ПС2 – ПС3:
Выбираем сечение линии между ПС1 и ПС3:
.
При TМА = 5400 (ч), имеем: экономическое сечение определяется:
.
FЭК13 < Fмин.к. => выбираем минимальное сечение по короне для 110 кВ – 70 мм2.
Выбираем провод марки АС 70/11.
Проверяем выбранный провод по нагреву (допустимый продолжительный ток) в послеаварийном режиме:
.
выбранный провод подходит по условию нагрева.
Для линии между ПС2 и ПС3 имеем следующие параметры:
Рассчитываем потокораспределение в данной линии:
(МВА);
(МВт);
(Мвар);
Потери в АТ на ПС1:
Рассчитываем потери в автотрансформаторе на ПС1:
(МВт);
(Мвар);
(МВт);
(Мвар);
(МВА);
(МВт);
(Мвар);
Линия ПС1 – ПСА:
Выбираем сечение линии между ПС1 и ПСА:
Для определения jэк находим TМА.ср.:
При TМА = 5014 (ч), имеем: экономическое сечение определяется:
FЭК1А < Fмин.к. => выбираем минимальное сечение по короне для 220 кВ – 240 мм2.
Выбираем провод марки АС 240/32.
Проверяем выбранный провод по нагреву (допустимый продолжительный ток) в послеаварийном режиме:
выбранный провод подходит по условию нагрева.
Параметры провода АС 240/32:
Для линии между ПС1 и ПСA:
Рассчитываем потокораспределение в данной линии:
(МВт);
(Мвар);
1) Расчет кольцевой схемы:
Расчет линии между ПС1 и ПС4 аналогичен расчету для радиальной схемы. Провод марки АС 70/11, SЛ14 = 16.42+j5.537 МВА.
a) Приближенный расчет потокораспределения кольцевой части (ПС1 – ПС2 – ПС3):
Условно разрезаем схему по источнику питания (шины 110 кВ ПС1) и представляем кольцевую схему как линию с двухсторонним питанием (см. рис. 3):
Рис. 4. Представление кольцевой схемы в виде схемы с двухсторонним питанием.
Считаем, что сеть выполнена проводом одного и того же сечения. Рассчитываем потоки мощности , и :
Проверка по балансу мощности:
Определяем токи по участкам:
Для нахождения jэк находим TМА.ср.2-4:
При TМА = 4883, имеем jэк = 1.1 =>
Для линии между ПС1 и ПС3 выбираем ближайшее стандартное сечение – 95 мм2. Выбираем провод марки АС 95/16 с параметрами:
Для линии между ПС1 и ПС2 сечение минимальное по короне – 150 мм2.
Провод марки АС 150/24 (параметры указаны в расчете для радиальной схемы).
Для линии между ПС2 и ПС3 сечение минимальное по короне – 70 мм2
Провод марки АС 70/11 (параметры указаны в расчете для радиальной схемы).
Проверяем выбранные провода по допустимому току в послеаварийном режиме:
– обрыв линии между ПС1 и ПС3:
Рис. 5. Потокораспределение в «кольце»
при обрыве линии ПС1 – ПС3 .
=
= 48.82 (МВА);
(МВА);
– обрыв линии между ПС1 и ПС2:
Рис. 6. Потокораспределение в «кольце»
при обрыве линии ПС1 – ПС2 .
(МВА);
(МВА);
– обрыв линии между ПС2 и ПС3:
Рис. 7. Потокораспределение в «кольце»
при обрыве линии ПС2 – ПС3 .
(МВА);
(МВА);
(МВА);
Выбранные провода подходят по условию нагрева.
Рассчитываем параметры линий:
- для линии 1-2 имеем:
- для линии 1-3:
- для линии 1-2:
б) Уточненный расчет потокораспределения для кольцевой схемы:
Рис. 8. Схема замещения кольцевого участка сети.
(МВА);
(МВА);
Рассчитываем потокораспределение в линиях 1-2, 1-3, и 2-3. Точкой потокораздела является место подключения :
Рис. 9. Потокораспределение в кольцевом участке сети
при нормальном режиме работы.
Значения и – из уточненного расчета потокораспределения.
Линия ПС1 – ПС3:
(МВт);
(Мвар);
Линия ПС2 – ПС3:
(МВт);
(Мвар);
Линия ПС1 – ПС2:
(МВт);
(Мвар);
Потери в АТ на ПС1:
(МВт);
(Мвар);
(МВА);
(МВт);
(Мвар);
(МВА).
(МВА);
(МВт);
(Мвар);
Линия ПС1 – ПСА:
Выбираем сечение линии между ПС1 и ПСА:
(А).
При TМА = 5014 (ч), имеем: экономическое сечение определяется:
FЭК1А < Fмин.к. => выбираем минимальное сечение по короне для 220 кВ – 240 мм2.
Выбираем провод марки АС 240/32.
Проверяем выбранный провод по нагреву (допустимый продолжительный ток) в послеаварийном режиме:
выбранный провод подходит по условию нагрева.
Для линии между ПС1 и ПСA (провод АС-240/32):
Рассчитываем потокораспределение в данной линии:
(МВА);
(МВт);
(Мвар);
(МВА).
Технико-экономическое сравнение вариантов выбранных схем методом приведенных затрат.
- Суммарные затраты определяются по следующим формулам:
,
где ; ; ; ;
.
2. Капиталовложения в линии:
Рассматриваем только отличающиеся части схем вариантов 1 и 2.ВЛ между ПСА и ПС1, и между ПС1 и ПС4 не рассматриваем.
1) Радиальная схема (вар.1).
а)Для I района по гололеду и марки провода АС-120/19, для линии ПС1 – ПС2 выбираем опоры железобетонные двухцепные.
Затраты на сооружение 1 км данной линии (из справочника):
(тыс. руб. / км).
б) линии ПС2 – ПС3
- сечение 70 (мм2);
- опоры ж/б двухцепные.
(тыс. руб. / км).
Суммарные капиталовложения на сооружение линий схемы вар.1:
(тыс.руб.).
2) Кольцевая схема (вар.2):
а) линии ПС1 – ПС2 :
– сечение 150 (мм2);
– опоры ж/б одноцепные.
(тыс. руб. / км);
б) линия ПС2 – ПС3:
– сечение 70 (мм2);
– опоры ж/б одноцепные.
(тыс. руб. / км).
в) линия ПС1 – ПС3:
– сечение 95 (мм2);
– опоры ж/б одноцепные.
(тыс. руб. / км).
Суммарные капиталовложения на сооружение линий схемы вар.2:
(тыс.руб.).
3. Капиталовложения в подстанции:
Учитываем только отличающиеся элементы подстанций (см. табл.2).
Таблица 2. Распределительные устройства подстанций сравниваемых вариантов электрической сети
Вариант | № п/ст | Напряжение, кВ | |
радиальная схема | Четырехугольник (4 присоединения) | Одна секционированная система шин с обходной (8 присоединений) | |
- | Одна секционированная система шин с обходной (6 присоединений) | ||
- | Два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой со стороны линий | ||
- | Два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой со стороны линий | ||
кольцевая схема | Четырехугольник (4 присоединения) | Одна секционированная система шин с обходной (8 присоединений) | |
- | Мостик с выключателями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны трансформатора. | ||
- | Мостик с выключателями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны трансформатора. | ||
- | Два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой со стороны линий |
1) ПС1:
ПС1 одинакова в обоих вариантах, т. е. в сравнительном расчете не учитывается.
2) ПС2:
В варианте 1 имеем 6 присоединений:
4 на 110 кВ, 2 на 10 кВ.
В варианте 2 – 4 присоединений:
2 на 110 кВ, 2 на 10 кВ.
Стоимость одной ячейки ОРУ на 110 кВ (из справочника) – 68 (тыс.руб.), получим:
(тыс.руб.).
3)ПС3:
а) вариант 1: тупиковая ПС.
Стоимость двух блоков с отделителями и неавтоматической перемычкой со стороны линий:
(тыс. руб.) (из справочника).
б) вариант 2: проходная ПС.
Стоимость мостика с выключателями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны трансформатора.
(тыс. руб.) (из справочника).
4)ПС4:
ПС4 одинакова в обоих вариантах, т. е. в сравнительном расчете не учитывается.
5) :
а) вариант 1:
(тыс. руб.);
б) вариант 2:
(тыс. руб.).
3. Суммарные издержки :
В расчете учитываем только отличающиеся элементы схем вариантов 1 и 2.
1) Вариант 1: линия ПС1 – ПС2, ПС2 – ПС3 .
; (ч);
(ч);
(МВт∙ч)
; (ч);
(ч);
(руб/кВт)
Суммарные издержки варианта 1:
(тыс.руб./год)
1) Вариант 2: линия ПС1 – ПС3, ПС1 – ПС2, ПС2 – ПС3.
,
; (ч);
(ч);
(МВт∙ч);
(МВт∙ч);
(МВт∙ч);
Суммарные издержки варианта 2:
(тыс.руб./год).
5. Суммарные затраты:
Вариант 1:
Вариант 2:
Схемы вариантов 1 и 2 равноэкономичны (разница ≈ 5%), однако издержки и потери кольцевой схемы больше, чем радиальной.
Таким образом, с экономической точки зрения более рациональным будет сооружение радиальной схемы сети (вариант 1).