Техническое обслуживание

ЕО - перед выездом на линию, перед пуском двигателя, необходимо проверить уровень масла в поддоне картера (автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке). В этих целях вынимают и протирают ветошью измерительный щуп, вставляют его на место до упора, затем вновь вынимают и по специальным меткам («полно»-«долей», «mах»-«min», «П»-«О», или «В» в дизелях КамАЗ) определяют, сколько следует залить масла (рис. 7.6). Нежелательна эксплуатация автомобилей при пониженном уровне масла (малый объем приводит к перегреву и чрезмерному разжижению масла), но не допускается и перелив масла выше указанных меток превышение допустимого уровня масла приводит к «забрасыванию» вращающимися деталями, например, щеками коленвала, большого количества масла на зеркало цилиндров - маслосъемные кольца не успевают его снимать, и оно проникает в камеру сгорания, что приводит к повышенному дымлению двигателя, к замасливанию электродов свечей и выходу их из строя). Следует проверить герметичность системы смазки по возможным подтекам масла. В дороге следует следить за показаниями манометра (указателя давления масла) на различных режимах работы двигателя.

ТО-1 - провести ЕО, обращая особое внимание на герметичность системы - возможны подтеки масла через повреж­денные или плохо затянутые прокладки (клапанных крышек, поддона картера, крышки распределительных шестерен), в местах соединения шлангов, трубопроводов, через повреждения в элементах масляного радиатора, через поврежденные или плохо затянутые элементы масляных фильтров, центрифуг, часто наблюдается течь масла через передний и особенно через задний коренные подшипники коленчатого вала при повышенных износах или повреждении их сальников и т.д. Поэтому при каждом ТО-1 следует проводить крепежные работы в мес­тах возможной течи масла и самих элементов системы смазки, расположенных снаружи двигателя. Проверить дав­ление масла в системе на прогретом двигателе на различных режимах работы. Указатель давления на щитке прибо­ров должен показывать на скоростном режиме работы двигателя для легковых и грузовых автомобилей семейств ГАЗ, ЗИЛ и МАЗ (с двигателями ЯМЗ-236) - 0,2-0,4 МПа (2-4 кгс/см2); для ЗИЛ-4331 и КамАЗ-740 - 0,4-0,55 МПа (4-5,5 кгс/см2). На холостом ходу (при минимальной частоте вращения коленвала) давление должно быть в преде­лах 0,05-0,08 МПа (0,5-0,8 кгс/см2), а для автомобилей с дизелями - не ниже 0,1 МПа (1 кгс/см2). Не допускается работа двигателей при загорании сигнализатора (обычно красного цвета) аварийного давления масла.

техническое обслуживание - student2.ru

Масло подлежит замене, если оно уже настолько темного цвета, что не просматриваются риски на щупе. Или при проведении экспресс-анализа цвет центрального ядра масляного пятна от нанесенной на фильтроваль­ную бумагу или чистое стекло капли масла имеет слишком черный оттенок, и тем более, если в нем присутствует несколько твердых частиц (продуктов износа и т.д.). Кроме того, если внешняя часть более светлого пояска во­круг ядра имеет темно-коричневый оттенок - это свидетельствует о чрезмерном окислении («старении») масла, что так же недопустимо. Следует также помнить, что масла с присадкамиизначально имеют темный оттенок. Масло следует сливать только в горячемвиде. Слив производят на осмотровых канавах или на подъемниках че­рез специальные воронки в емкости для отработанных масел для последующей регенерации(восстановления) или использования для других нужд. В целях обеспечения возможности замены масла на посту любого типа за­рубежные фирмы выпускают установки для удаления старого масла методом откачивания с использованием зонда, вставляемого в отверстие для измерительного щупа (рис. 7.9).

техническое обслуживание - student2.ru

После слива масла в каналах системы смазки остается большое количество продуктов износа в виде мелких абразивных частиц и сгустков окислов масла, которые будут выполнять роль «закваски» при заливке свежего масла. Поэтому для увеличения срока службы масла и самого двигателя современная технология предусматрива­ет обязательную промывку системы перед заливкой свежего масла. Для этой цели используют обычное веретен­ное масло, для дизелей используют смесь дизельного топлива (2 ч.) и дизельного моторного масла (1 ч.). Для двигателей легковых автомобилей новых моделей - специальные масла для промывки маслосистем. Для механи­зации процесса промывки и отечественная промышленность, и зарубежные фирмы выпускают различного типа установки для хранения промывочного масла, насосы шестеренного типа с приводом от электродвигателя и шланги с наконечниками для подачи промывочного масла (обычно через резьбовое отверстие пробки для слива масла в нижней части поддона картера двигателя). Вначале вводят в поддон промывочное масло, закрывают кран и выключают установку. Затем пускают двигатель и дают ему поработать на малыхчастотах 2-4 мин. После этого открывают кран на наконечнике шланга и включают установку на откачивание промывочного масла. Далее заменяют фильтрующие элементы или целиком масляные фильтры, а в некоторых моделях просто промывают в ванне фильтрующие элементы из мелкоячеистой металлической сетки. Одновременно меняют воздушные фильт­ры, а в некоторых моделях промывают сетчатый фильтрующий элемент (в фильтрах инерционного типа) и заме­няют моторное масло, заливаемое в ванну фильтра. Обязательно разбирают фильтры центробежной очистки (рис. 7.8) и промывают все детали в керосине.

При очистке внутренней полости корпуса и центрифуги от шлама используют специальные металлические щетки или скребки. Сборку центрифуги следует производить в соответствии с технологическими требованиями. Центрифуга считается исправной, если после резкого сброса максимальных частот и выключения двигателя ха­рактерный звук высокого тона от вращающейся центрифуги прослушивается в течение 2-3 мин. (эту операцию водители должны проделывать ежедневно).

На рис. 7.7 показано приспособление КИ-9912 для контроля степени загрязненности центрифуги (прово­дится при ТО-1). Отворачивается на несколько оборотов гайка 5 ротора центрифуги и, в зависимости от массы грязевых отложений в корпусе центрифуги, упругая пластина 2 весового механизма прогибается на соответ­ствующее значение, фиксируемое индикатором. Если это значение превышает норму, центрифугу следует разо­брать и промыть. После заливки свежего масла следует дать поработать двигателю 1-2 мин. на малых частотах, пока масло не заполнит все фильтры, и давление в системе не придет в норму.

ТО-2 - дополнительно к объему работ по ТО-1 при ТО-2 в порядке проведения сопутствующего ремонта можно заменять отдельные неисправные легкодоступные элементы системы смазки, вплоть до масляного радиа­тора, центрифуги и т.д.

Наши рекомендации