Судовые электрические телеграфы

Назначение и классификация судовых телеграфов

В соответствии с Правилами Регистра на судах каждый пост управления главными механизмами и движителями должен быть оборудован не менее чем двумя средствами двусторонней связи с ходовым мостиком. Одним из этих средств должен быть (машинный) телеграф.

Судовые телеграфы предназначены для следующего:

· безошибочной дистанционной передачи небольшого количества типовых команд из постов управления в исполнительные посты;

· передачи ответа от исполнительных листов, подтверждающего правильное принятие команд;

· привлечения внимания вахтенных исполнительных постов к передаваемым командам с помощью звуковых и световых сигналов;

· обеспечения визуального контроля передаваемых и принимаемых команд.

В зависимости от назначения судовые электрические телеграфы подразделяются на машинные - для обеспечения двусторонней связи между ходовым мостиком и машинным отделением (центральным постом управления), рулевые - для управления рулевым устройством, а также управления системой ДАУ, ВРШ или электродвижения.

Принцип работы сельсинов

Сельсины являются основным элементом в устройствах управления судном, гирокомпасах, измерителях скорости, авторулевых и других, с помощью которых обеспечивается дистанционная синхронная передача команд, показаний.

В зависимости от назначения и требований, предъявляемых к ним, сельсины различают по мощности, расположению и соединению обмоток, конструкции и исполнению машин.

По расположению обмоток различают три вида сельсинов:

1) с первичной однофазной обмоткой на статоре и вторичной трехфазной обмоткой на роторе; 2) с первичной однофазной обмоткой на роторе и вторичной трехфазной обмоткой на статоре.

Сельсины делятся на контактные (первые два вида), имеющие на валу ротора контактные кольца со щетками, и бесконтактные, не имеющие контактных колец (третий вид).

Сельсины с однофазной первичной обмоткой, расположенной на двухполюсном роторе, и трехфазной вторичной - на статоре имеют некоторые преимущества над другими контактными.

Бесконтактные сельсины по принципу действия аналогичны контактным. Разница заключается лишь в том, что на роторе бесконтактного сельсина нет обмоток, контактных колец и щеток. Обе обмотки сельсина (однофазная первичная и трехфазная вторичная) расположены на неподвижном статоре. Таким образом, в бесконтактном сельсине объединены трансформатор с неподвижными обмотками и вращающаяся машина. Ротор бесконтактного сельсина, выполненный из магнитного и немагнитного материалов, имеет специальную конструкцию.

Принцип действия бесконтактного сельсина аналогичен принципу действия контактного сельсина с первичной обмоткой на роторе. При повороте ротора сельсинов обоих видов вторичная трехфазная обмотка остается неподвижной, а первичный магнитный поток поворачивается по отношению к фазовым обмоткам статора на угол, равный углу поворота ротора сельсина. Свойства контактных и бесконтактных сельсинов положены в основу построения схем синхронной связи.

Системами синхронной связи называются электрические системы, которые обеспечивают одновременное перемещение нескольких механически между собой не связанных осей на равные или пропорциональные величины.

Основные элементы любой системы синхронной связи:

· датчик, выполняющий роль ведущего звена;

· приемники - один или несколько;

· линия связи между датчиком и приемником.

Перемещения датчика и приемников, а также устройств, приводимых ими в движение, могут быть как угловыми, так и, линейными. На практике чаще применяются системы с угловым перемещением или с непрерывным вращением осей. В соответствии с этим различают два их вида: системы синхронной передачи угла и системы синхронного вращения.

К системам синхронной передачи угла относятся системы, обеспечивающие синхронный поворот осей на тот или иной угол с последующей их фиксацией в положении, задаваемом ведущим устройством. В приборах синхронной передачи углы поворота всех осей системы обычно отсчитываются от фиксированных на шкале начальных положений. Часто применяются приборы синхронной связи, у которых углы поворота всех осей должны быть равными. По такому принципу построены судовые приборы управления.

К системам синхронного вращения относятся системы, обеспечивающие определенные заданные скорости одновременного вращения всех осей.

Наиболее широкое применение получили системы синхронной передачи угла в основном на установках, требующих малых вращающих моментов и малой мощности приемников (несколько ватт или десятков ватт). Приемники систем синхронной передачи угла часто выполняют лишь функции указателей (рулевые и компасные указатели, судовые приборы управления и др.).

Индукционная система синхронной связи с сельсинами, имеющими однофазную первичную обмотку и трехфазную вторичную обмотку при правильно собранной схеме и при отсутствии повреждений, является самосинхронизирующейся.

Принцип действия самосинхронизирующейся системы показан на рис. 5.2.1 Сельсины имеют однофазную обмотку возбуждения ОВ и трехфазную обмотку синхронизации ОС. Обмотки возбуждения датчика и приемника присоединяются к одному источнику переменного тока и включены так, что индуцируемые в фазовых обмотках ЭДС направлены навстречу друг другу. При одинаковом пространственном положении обмоток синхронизации датчика и приемника относительно их обмоток возбуждения, индуцируемые в одноименных фазах ЭДС, равны по величине и направлены навстречу друг другу. В этом случае в цепи трехфазных обмоток Судовые электрические телеграфы - student2.ru уравнительные токи отсутствуют, а следовательно, отсутствует и вращающий момент.

 

Такое положение сельсинов называется синхронным.

Если ротор датчика под влиянием приложенного к нему внешнего вращающего момента будет повернут на угол в. то ЭДС в фазах роторов датчика и приемника будут различны по величине, и их разность обусловит протекание уравнительных токов по обмоткам фаз. Взаимодействие магнитных потоков ротора и статора создает на валах приемника и датчика синхронизирующие моменты, стремящиеся повернуть оси датчика и приемника. Но так как ротор датчика застопорен, т. е. удерживается за счет приложенного к нему момента, то под действием синхронизирующего момента будет поворачиваться только ротор приемника и до тех пор, пока синхронизирующий момент сможет преодолеть момент сопротивления ротора приемника. При этом происходит уравновешивание ЭДС и уравнительный: ток во вторичной цепи опять будет равен или близок нулю.

Наши рекомендации