Устойчивость кузова вагона на рессорном подвешивании. Метацентр
При недостаточном расстоянии между вертикальными рессорными комплектами поперёк вагона или очень большой их гибкости может возникнуть опасность опрокидывания кузова вокруг рессорных комплектов, расположенных с одной стороны вагона. Даже, если при этих условиях полного опрокидывания и не произойдёт, то кузов, случайно наклонившийся в боковом направлении, то будет очень медленно возвращается в своё вертикальное положение, т.е., как говорят будет обладать повышенной валкостью.
Как видно из схемы, вертикальные силы могут быть приведены к паре PиQ, где Р -вес кузова,Q-равнодействующая вертикальных реакций рессорных комплектов. Точка пересечения линий действия силы Q с осью симметрии кузова (точка M на рис. ) наз. метацентром, а расстояние до этой точки от уровня опоры кузова на рессорные комплекты hm –высотой метацентра. Для того, чтобы момент пары возвращал в вертикальное положение , hm должна быть больше высоты центра тяжести кузова h . Практически это требование приходится выполнять с некоторым запасом, необходимым для достаточно быстрого восстановления вертикального положения кузова и преодоление сил трения в рессорном подвешивании. Предотвращение повышенной валкости кузова:
[Δh]- минимально необходимое превышение hM над h , установленное МПС в пределах 1,5-2 Координата x находится : , Величины QА и QB могут быть определены через жесткость подвешивания и деформации рессорных комплектов : , Где Ж- вертикальная жесткость рессорного комплекта всего вагона ,FСТ-статический прогиб рессорного подвешивания ,Ө- угол наклона кузова в поперечном направлении, рад. Подставляя эти значения в равенство найдём:
Из схемы следует : , тогда : . При двойном рессорном подвешивании , , Где Жц и fц- жесткость и статический прогиб центрального подвешивания вагона ; 2Вц- расстояние между серединами рессорных комплектов центрального подвешивания поперёк вагона, Ө1-угол наклона однажды подрессоренной рамы тележки. Сумма моментов реакций относительно центра рамы : После преобразования: ,Отсюда найдём hм: Ворожение определяющее условие отсутствия валкости кузова , при двойном рессорном подвешивании