Воздухораспределитель песочной системы
Как уже упоминалось, воздух от питательной магистрали к форсункам песочницы поступает через воздухораспределитель сдвоенного типа, имеющий корпус 7 (рис. 2.23) из литого чугуна (отверстие в центре корпуса предназначено для крепления воздухораспределителя болтом), штока 2 с манжетой 7. Пространство между поршнем и крышкой 75 сообщается с воздухопроводом управления и обслуживания при включенном электропневматическом вентиле. При отключенном вентиле эта полость сообщается с атмосферой. Под действием пружины 9 к втулке 16 прижимается клапан, состоящий из направляющей 6, шайбы 5, уплотнения 4, винта 3. При поступлении воздуха от электропневматического вентиля под давлением 5,5—6,0 кгс/см2 поршень поднимается вверх вместе с клапаном, преодолевая усилие пружины 9 и давление воздуха в питательной магистрали. При отжатии клапана от втулки воздух устремляется из питательной магистрали к форсунке песочницы. В корпусе предусмотрены атмосферные отверстия г, через которые уходит воздух при перемещении штока вверх, а также воздух, проникающий из питательной магистрали и воздухопровода управления в результате неплотного прилегания уплотнения 4 к втулке 16 и манжеты штока к цилиндрической поверхности корпуса, служащей направляющей для манжеты. Для проверки работы воздухораспределителя подводят сжатый воздух давлением 5,5—6,0 кгс/см2 к крышкам 75, при этом воздухораспределитель должен срабатывать и выпускать воздух в боковые штуцеры 14. В атмосферном отверстии г допускается образование пузыря после обмыливания, удерживающегося не менее 10 с.
12 13
Рис. 2.23. Воздухораспределители песочницы:
1 — манжета; 2 — шток; 3 — винт; 4 — уплотнение; 5,11 — шайбы; 6 — направляющая; 7—корпус; 8 — заглушка; 9 — пружина; 10, 12 — прокладки; 13, 14 — штуцеры; 75 — крышка; 16 — втулка; а — подвод воздуха от электропневматического вентиля; б— подвод воздуха от питательной магистрали; в — отвод воздуха к форсунке песочницы; г — атмосферное отверстие
Форсунка песочной системы
Вкорпус 8 форсунки (рис. 2.24) песок попадает из бункера самотеком, через штуцер 4 подводится воздух из воздухораспределителя. Воздух, подведенный в полость г, через канал б попадает в полость в, откуда основная часть воздуха выходит через канал б сопла 7, а другая часть через канал а попадает в камеру смешения песка с воздухом и взрыхляет песок, поступающий из бункера. Поток воз-
духа, выходящий из канала б, энжектирует песковоздушную смесь из камеры смешения корпуса форсунки и транспортирует ее по трубопроводу к колесным парам. Из полости г воздух поступает также через сверления сопла 1, далее через кольцевой зазор между наружной поверхностью сопла 7 и корпуса форсунки направляется в трубопровод транспортировки песковоздушной смеси. Воздух, подводимый через сопло 1, уменьшает явление дросселирования в головке форсунки, сопровождающееся интенсивным охлаждением воздуха и выпадением влаги, увеличивает давление воздуха в трубопроводе подачи песка под колесные пары, уменьшая возможность слеживания песка и образование пробок в этом трубопроводе. Проб-
Рис. 2.24. Форсунка песочницы:
1 — сопла; 2 — регулировочный винт; 3 — гайка; 4 — штуцер; 5 — уплотнение; 6— пробка; 7— сопла; 8—корпус; 9—крышка; а,б,д — каналы; в, г — полости
ку 6 выворачивают при замене износившегося сопла 7. Крышку 9 снимают при очистке внутренних полостей и канала а корпуса форсунки. От правильности регулировки форсунки зависит эффективность использования песка. Пескоподача регулируется на производительность 750+200 г/мин под каждое колесо вращением регулировочного винта 2. Для удобства регулирования регулировочный винт имеет удлиненную коническую часть. После регулировки подачи песка винт 2 фиксируется гайкой 3.
Ремонт песочницы
Песочницы осматривают и проверяют при всех видах ремонта. При технических обслуживаниях и текущих ремонтах проверяют подачу песка под бандажи колес по его направлению и количеству, состояние креплений, установку труб и резиновых наконечников. Концы гибких наконечников труб располагают на расстоянии 50—65 мм от головки рельсов и направляют точно по кругу катания колеса, не допуская касания о бандажи и тормозную передачу.
При необходимости прочищают форсунки песочниц и регулируют подачу песка. Если при нажатии на педаль песок не поступает под колеса, то может быть несколько причин. Песок в бункерах слежался и не проходит в трубу, при этом из форсунки с шумом выходит воздух, но песок не высыпается. В этом случае необходимо песок в бункерах разрыхлить или сменить (наполнять бункера следует сухим просеянным песком). Засорен воздухопровод или не срабатывает воздухораспределитель или электропневматический клапан: из рукавов под колеса не выходит ни воздух, ни песок. При этом необходимо снять и проверить приборы, а трубопровод продуть. Трубы, подводящие песок к третьей и четвертой осям, имеют значительные горизонтальные участки, в которых часто наблюдается слеживание песка. Засорившиеся форсунки прочищают проволокой через отвернутую пробку. Количество песка, подаваемого под колеса тепловоза, регулируют винтом, установленным в корпусе форсунки. У песочниц могут быть следующие неисправности: износ (протирание песком) корпусов форсунок и стенок труб, прекращение работы электропневматических клапанов, заедание и пропуск воздуха через поршни воздухораспределителя, засорение воздухопровода, повреждение сеток, крышек и бункеров. При текущем ТР-3
и капитальных ремонтах воздухораспределители, форсунки и всю систему труб разбирают и ремонтируют с последующей проверкой на плотность. Бункера для песка очищают и осматривают. Порванные сетки заменяют новыми. Протертые корпуса форсунок и трубы заваривают газовой сваркой или заменяют, вмятины выправляют. Резьбу на трубах и соединительных гайках осматривают и, если нужно, исправляют, а детали с испорченной резьбой заменяют новыми. Воздухораспределительные клапаны песочниц притирают к седлам и плотность их посадки проверяют на специальном стенде. Собранный воздухораспределитель устанавливают на стенд, места соединений и отверстия патрубков обмыливают, а затем к нижнему штуцеру подводят сжатый воздух давлением (6—8)-105 Па. Образование пузырей не допускается. В поршневую камеру подводят воздух давлением (3,5—4)105 Па. Воздухораспределитель при этом должен сработать. Плотность манжеты проверяют давлением (4,5—5)-105 Па. Манжеты и резиновые уплотнения клапана в случае потери ими плотности заменяют. Перед сборкой цилиндрические рабочие поверхности штока смазывают тонким слоем жидкой смазки, а резиновые уплотнения клапана и манжеты — смазкой 4А. Действие всей системы испытывают непосредственно на тепловозе. Проверяют блокировку контактов катушек клапана песочниц и реверсора.
2.9. Автосцепное устройство
Ударно-тяговыми приборами (рис. 2.25) на тепловозе 2ТЭ10М и 2ТЭ116 являются автосцепки с поглощающими аппаратами, которые установлены на переднем и заднем стяжных ящиках рамы по продольной оси тепловоза. Они предназначены для соединения локомотивных секций между собой и с вагонами, для передачи и смягчения продольных тяговых и ударных нагрузок, действующих во время движения и торможения поезда. Соединение автосцепок выполняется автоматически, а для их рассоединения без захода сцепщика между секциями установлены расцепные рычаги.
Ударно-тяговые приборы состоят из следующих основных узлов: автосцепки СА-3; устройства упряжного; устройства центрирующего; привода расцепного.
Рис. 2.25. Ударно-тяговые приборы:
1 — планка; 2—хомут тяговый; 3 — аппарат поглощающий; 4—плита упорная; 5 — кронштейн; 6 — клин тягового хомута; 7 — цепь; 8 — автосцепка СА-3