Бортовые автоматизированные системы контроля
Бортовые АСК (БАСК) предназначены для:
- контроля в полете технического состояния бортовых систем, действий членов летного экипажа, а также для контроля параметров и режимов полета ВС (режим ПК);
- контроля состояния AT при всех видах подготовок ее к полетам, включая и оперативные, а также при выполнении регламентных и других работ (режим НК)
Функциональная схема цифровой АСК (рис.) имеет много общего с аналоговой.
Такие ее элементы, как коммутаторы, генераторы и датчики сигналов, нормализаторы, программное устройство, индикаторы результатов контроля, имеют то же назначение и устройство.
Однако в цифровой АСК все операции сравнения и анализа выполняет специализированная или универсальная ЭЦВМ, которая, наряду с программным устройством, управляет процессом контроля.
Связь объекта контроля с ЭЦВМ осуществляется через аналогово-цифровые преобразователи (АЦП), которые преобразуют измеряемое значение аналогового параметра в цифровой код.
Имеются АЦП для преобразования в код напряжений, временных интервалов, частоты. Наиболее широко используются следующие два типа АЦП: преобразова тель напряжение - код (ПНК) и преобразователь частота - код (ПЧК).
После АЦП код измеренной величины х вводится в регистр ЭЦВМ и затем сравнивается с кодом ее номинального значения хН, который берется из программного устройства. В результате вычитания в сумматоре определяются знак и разность Δх = х - хН. Эта разность опять сравнивается с допуском ΔхМ , вводимым из программного устройства, или вычисляется относительная погрешность в процентах от поля допуска, которая заводится в устройство индикации результатов контроля. Кроме операций сравнения и деления, ЭВМ может выполнять также вычисление функций от измеренных параметров, если этими функциями определяются характеристики работоспособности объектов контроля.
По окончании операций расчета ЭЦВМ выдает команду в программное устройство о переходе к следующему шагу контроля. Программное устройство выдает соответствующие команды и коды в коммутаторы и ЭЦВМ.
Программа контроля, цифровые значения номиналов и допусков всех контролируемых величин хранятся в запоминающем устройстве (ЗУ) программного устройства АСК. В качестве ЗУ (внешней памяти) могут использоваться устройства магнитной (ленточной и дисковой) памяти, оптической и магнитооптической памяти.
Считывание записанной в ЗУ информации осуществляется с помощью соответствующих магнитных, фотосчитывающих и др. Необходимое ЗУ подключается в ЦВМ через коммутатор. Ручное управление процессом контроля осуществляется с пульта управления АСК.
Для индикации результатов контроля используется несколько способов. Звуковая индикация включается при обнаружении опасных отказов, чтобы привлечь внимание оператора (летчика). При этом в головных телефонах может звучать текст описания отказа и необходимых действий по его локализации. АСК осуществляет оценку результатов контроля с учетом значений параметров, полученных с помощью датчиков сигналов, а также с учетом разовых сигналов (PC).
Разовые сигналы характеризуют факт совершения какого-либо события на борту ВС. Например, шасси выпущены, нажата кнопка включения САУ и т.д. PC снимаются с бортовой коммутационной и защитной аппаратуры (АЗС, выключателей, кнопок, концевых выключателей и т.д.). PC носят бинарный характер (0 или 1). Поэтому PC, помимо АЦП, непосредственно поступают на ЦВМ.
Визуальная индикация выполняется в виде световых табло с указанием общего результата контроля и места отказа. Может выдаваться также номер карточки с инструкцией по устранению неисправности. Для документирования результатов контроля используется печатное устройство, которое печатает на носитель информации (специальную ленту) номер контролируемой системы (код), номер параметра (код), полетное время контроля (отказа).
Рис.1.3. Функциональная схема БАСК.
Универсальные БАСК принято называть централизованными, а специализированные - децентрализованными.
В настоящее время на отечественных ВС широко используются децентрализованные аналоговые БАСК (рис.1.3.) в виде систем встроенного контроля (СВК) бортового оборудования. СВК выдают результаты контроля на световые табло по принципу «Г – HГ».
Аналоговые СВК не обеспечивают необходимую глубину, полноту и досто-верность контроля бортового оборудования. Кроме того, большое число различных СВК привело к резкому увеличению числа световых табло в кабине ВС.
В связи с этим были созданы обобщенные системы встроенного контроля (ОСВК) типа «РИУ» и «Экран»[16-20].
«РИУ» и «Экран» представляют собой централизованные БАСК, в которых осуществляются логическая обработка, запоминание и выдача с определенным приоритетом визуальной информации результатов контроля СВК бортового оборудования.
Результаты контроля СВК бортового оборудования выдаются в виде бинарных сигналов (в виде 0 или 1). Поэтому «РИУ» и «Экран» осуществляют их обработку в цифровой форме с помощью блока логики и управления (БЛУ) цифрового типа (в системе «РИУ» он носит название устройства логики, памяти и приоритета (УЛПП)), имеющего коммутатор (К), оперативное (ОЗУ) и постоянное (ПЗУ) запоминающие устройства и устройство управления (УУ).
Кроме БЛУ, в состав ОСВК входит еще блок сигнализации и документирования (БСД), который в системе «Экран» называется универсальным световым табло (УСТ), а в системе «РИУ» - индикатором-регистратором (ИР). БСД размещается на приборной доске в кабине летчика.
Регистрирующе-индицирущее устройство (РИУ) предназначено для:
- управления встроенными средствами контроля бортовых систем и агрегатов с индикацией и регистрацией отказов систем и агрегатов во время проведения подготовок к полетам и периодических работ (режим «Наземный контроль»);
- индикации и регистрации отказов бортовых систем и агрегатов в полете (режим «Полетный контроль»).
В состав «РИУ» входят следующие блоки:
индикатор-регистратор ИР-1;
устройство логики, памяти, приоритетов (УЛПП)), содержащее блоки МI (3 шт.), М2 (I шт.), М3 (1 шт.).
устройство питания (УП).
Система «РИУ» управляется двумя кнопками: РИУ ВЫЗОВ и КОНТРОЛЬ РИУ.
13.К чему приведет нарушение стабильности частоты вращения электродвигателя ЛПМ в МСРП-12-96?
Приведет к непрерывной протяжке ленты (без печати) (ЭТО НЕ ТОЧНО)
14.Какова схема записи информации в МСРП-64?
Магнитная система регистрации параметров МСРП - 64. Система предназначена для регистрации 59 аналоговых сигналов, 32 разовых сигналов, текущего времени и служебной информации. К служебной информации относятся сведения о номере самолета, дате и номере рейса. Номенклатура и число регистрируемых параметров различно для различных типов ВС. Так, например, система МСРП-64 самолета Ту-154 Б регистрирует 48 аналоговых параметра и 56 разовых команд. Причем увеличение количества разовых команд на 24 связано с использованием для этой цели шести каналов, предназначенных для записи аналоговых сигналов, с применением уплотнителя разовых сигналов.
Носителем информации служит магнитная лента шириной 19,5 мм, размещенная на двух кассетах лентопротяжного механизма. Длина ленты 250м. При скорости движения ленты 2,67 мм/с длительность записи составляет примерно 20 ч при движении ленты сначала в одном, а затем в другом направлении.
Запись информации выполняется двумя блоками головок - каждый блок содержит 14 записывающих головок, которые одновременно являются и стирающими. Один кадр записи представляет собой участок магнитной ленты, на котором записана информация одного цикла (одной сек.) и состоит из 64 каналов (отсюда и название - МСРП-64).
Датчики аналоговых сигналов дас1,..., дас48 и датчики разовых сигналов дрс1,..., дрс32 подключены к распределительному щитку (ЩР) и их электрические сигналы поступают на вход соответствующих каналов устройства преобразования (УП). В устройстве преобразования осуществляется преобразование электрических сигналов от датчиков в цифровой код. Аналоговые сигналы подключены к УП через коммутатор и их кодирование производится поочередно, в строгой последовательности с частотой один или два герца.
К устройству преобразования подключены также индикатор текущего времени (ИТВ) и пульт управления (ПУ). Индикатор текущего времени предназначен для индикации астрономического времени и преобразования его в цифровой код. Пульт управления служит для принудительного включения и контроля работоспособности системы, в том числе и ее лентопротяжных механизмов (ЛПМ), а также для кодирования опознавательных данных: номера рейса, номера ВС и даты полета.
Аварийный и эксплуатационный бортовые накопители с соответствующими лентопротяжными механизмами (ЛПМэкспл и ЛПМавар) предназначены для записи и хранения измерительной и служебной информации на магнитную ленту. Для сохранения информации в случае летного происшествия ЛПМавар помещен в контейнер, состоящий из трех оболочек: теплопоглотительной, ударозащитной и теплоизоляционной. Контейнер эксплуатационного ЛПМ не имеет ударной и тепловой защиты и снабжен легкосъемной крышкой.
15.Какова схема записи информации в МСРП-256?
Тоже самое что и в 14 вопросе, только большее количество каналов.