Соединение посадкой на конус
Такие соединения применяют для закрепления деталей на концах валов (рис. 74). Давление на конической поверхности образуется в результате затяжки гайки. В остальном соединение подобно соединению посадкой с натягом. В отличие от последнего легко монтируется и демонтируется без применения специального оборудования (например, прессов). Это удобно для соединений узлов, монтаж и демонтаж которых производят не только при сборке изделия на заводе, но и в процессе эксплуатации.
Задачей расчета является определение момента Т, который может передавать соединение при заданных размерах и силе FMT затяжки гайки. Учитывая малое значение α<3°, приближенно полагаем, что равнодействующие нормальных давлений Fn и сил трения располагаются по окружности среднего диаметра соединения dm; из равновесия ступицы получим
Обычно принимают стандартную конусность 1:10. При этом α =2°51'40"; коэффициент трения f ≈ 0,11...0,13; коэффициент запаса K ≈ 1,2... 1,5. За расчетный момент Τпринимают максимальный; Fзат определяют по формуле (11.21), в которой Tзав = Fкlк, где lк ≈ 15d —длина стандартного ключа (d — диаметр резьбы), Fк ≈ 150...200 Η — сила на ключе.
Если условие (10.21) не соблюдается, соединение усиливают шпонкой. Расчет шпоночного соединения выполняют по полному моменту нагрузки. Влияние посадки на конус учитывают, как и в посадках с натягом, при выборе допускаемых напряжений [σсм].
Натяг и контактные давления создают, например, затяжкой гайки, нагружающей соединение осевой силой Fзат. В отличие от цилиндрического коническое соединение легко монтируют и демонтируют без применения специального оборудования. Другие достоинства: точное центрирование, возможность контроля натяга по осевому перемещению или силе затяжки, возможность многократных сборок и разборок, а также подтяжки при ослаблении натяга в эксплуатации. Эти соединения считаются перспективными, область их применения расширяется.
Рис.74.
Давление р (МПа) на рабочей поверхности при осевой силе Fзат (Н) затяжки равно
где dm и l - соответственно средний диаметр и длина соединения, мм;
f - коэффициент сцепления (трения), f ≈ 0,12; α - угол наклона образующей конуса к оси вала.
Из приведенного соотношения следует, что при больших значениях угла α требуется большая сила затяжки соединения для сохранения того же уровня контактного давления р.
Для выходных концов валов наиболее часто применяют конусность 1:10, при этом α = 2°51'45", tgα = 0,05.
Вращающий момент Т (Нм), который может передать соединение, находят предполагая, что равнодействующие нормальных давлений и сил трения расположены на окружности среднего диаметра dm:
Требуемая сила Fзат затяжки для передачи соединением заданного вращающего момента Т
где К= 1,3…1,5 - коэффициент запаса сцепления; fпр - приведенный коэффициент сцепления (трения);
ЛЕКЦИЯ №12.