Классификация контактов и причины их повреждений
Одной из наиболее частых причин выхода из строя электрического аппарата является недопустимый нагрев его токопроводящих частей или отказ контактной системы, используемой в большинстве электроустановок.
Электрический контакт — это место перехода тока из одной токоведущей детали в другую. Контактирование— наличие электрического контакта. Контакт-деталь представляет собой токоведущую деталь устройства, с помощью которой осуществляется коммутация, т.е. процесс замыкания, размыкания или переключения электрической цепи. Контактный узел — конструктивный узел устройства, осуществляющий контакт электрической цепи.
Под контактным соединением (рис. 13.2) понимают контактный узел, образующий неразмыкаемый контакт.
Контакты различают также по исполнению (рис. 13.3) и по назначению (рис. 13.4). Классификация контакт-деталей (в дальнейшем просто контакты) приведена на рис. 13.5, а контактных узлов — на рис. 13.6.
Рис. 13.2. Контактные соединения.
Рис. 13.3. Виды исполнения контактов
Рис. 13.4. Классификация контактов по назначению
Рис.13.5. Классификация контактов по форме и материалу.
Рис.13.6. Классификации контактных групп.
В электрических аппаратах чаще всего повреждается именно контактная группа, т.е. основные рабочие (подвижный или неподвижный) контакты, а также промежуточные (переходные) и вспомогательные (дугогасительные или разрывные) контакты. Качество контактов зависит как от свойств контактных материалов, так и от состояния рабочих поверхностей и приложенных к контактным группам сил сжатия.
Любые контактные поверхности, даже хорошо отшлифованные, всегда имеют микронеровности, вследствие чего соприкосновение поверхностей контактов происходит не по всей площади, а лишь в отдельных точках (рис. 13.7), которые называются точками соприкосновения. Когда к контактам приложены сжимающие силы F, выступающие неровности поверхностей деформируются и точки соприкосновения превращаются в небольшие площадки, расширяющиеся до определенного предела с увеличением приложенных сил. Поэтому электрический ток в контактах течет не сквозь всю поверхность, а лишь в участках с сильно уменьшенным сечением. На этих участках возникает большое электрическое сопротивление, называемое переходным.
Рис.13.7. Прилегание поверхностей контактов без сжатия
Переходное сопротивление— основной показатель качества контакта. Оно в значительной степени зависит от качества обработки и состояния контактных поверхностей. Плохо обработанные и окислившиеся контакты имеют большое переходное сопротивление. Тщательная слесарная обработка контактных поверхностей дает возможность удалить с них окисную пленку и создать при соприкосновении поверхностей наибольшее количество точечных контактов. Контактные поверхности медных контактов рекомендуется обрабатывать надфилем или напильником, в результате чего образуется поверхность с меньшим переходным сопротивлением, чем при полированных или шлифованных поверхностях. В слаботочных аппаратах для контактов обычно используются бронза и медь, иногда посеребренная медь: в аппаратах, предназначенных для отключения больших токов через дугу, — тугоплавкие материалы на основе вольфрама и молибдена, а также металлокерамика с добавками меди или серебра для повышения электропроводности.
Довольно часто контакты выполняются комбинированными — механические части выполнены из конструкционных материалов, а контактные из материалов с высокой электрической проводимостью. Контактные накладки низковольтных аппаратов (реле, пускатели, контакторы и др.) обычно крепятся пайкой, сваркой, а в некоторых случаях клепкой.
Помимо контактов в электрических аппаратах повреждаются также обмотки, детали механизмов, пружины, пластины дугогасительных камер и изоляция. Характерными признаками неисправности аппарата являются повышенный нагрев отдельных частей, произвольное отключение (отказ аппарата). Причинами неисправностей могут быть повреждения отдельных деталей вследствие износа или неудовлетворительной эксплуатации аппарата, нарушение сроков текущих и капитальных ремонтов.
До направления аппарата в капитальный или текущий ремонт уточняют степень его повреждения, а также возможные сроки ремонта. При предварительном осмотре проверяют состояние контактных систем, изоляционных и механических частей аппарата.
Обычно электрические аппараты ремонтируют в специальных электроремонтных подразделениях предприятия, кроме крупногабаритных пультов, сборок, щитов, ремонт которых осуществляется на месте, и высоковольтных, ремонт которых предпочтительно выполнять на специализированных предприятиях.
В настоящее время около 80% электрических аппаратов на напряжения до 1000 В ремонтируется силами электроремонтных цехов.