Общие требования техники безопасности в машинно-котельных отделениях судов

Машинно-котельные отделения (МКО) на морских судах относят к категории помещений повышенной опасности.

Обеспечение нормальных я безопасных условий труда в МКО достигается устройством хорошей вентиляции, достаточного освещения рабочих мест и контрольно-измерительных приборов (КИП), четко обозначенных основных и запасных выходов, специальных площадок, платформ, трапов с поручнями, свободных проходов между агрегатами, надежных защитных ограждений движущихся деталей механизмов. Плиты настилов и площадок должны быть хорошо закреплены насвоих местах, вырезы на них надежно закрыты. В случае получения пробоины в районе днища судна и повышения уровня воды в льялах машинного отделения даже при незначительном волнении моря плиты при ненадежном их закреплении могут быть выбиты со своих мест, что может явиться причиной травмы членов экипажа.

Запасные части и инструменты, а также прутки, стойки и поручни должны быть прочно закреплены на своих штатных местах. Снимать защитные ограждения с работающих механизмов запрещается. Тепловая изоляция горячих частей машин и трубопроводов должна быть исправна, а трубопроводы окрашены в соответствующие отличительные цвета.

Уровни шума в МКО не должны превышать допустимых. Необходимо инструктировать моряков о том, насколько опасно снимать даже на непродолжительное время звукозащитные устройства в помещениях с высоким уровнем шума. Если в таких местах должна проводиться работа,то необходимо до начала работысогласовать соответствующую систему связи. Там, где установлен ЦПУ, двери должны плотно закрываться, и средства защиты органов слуха должны применяться всегда, когда требуется переход в помещения с повышенным уровнем шума.

Вентиляция должна поддерживаться на должном уровне, чтобы обеспечивать необходимые параметры воздушной среда во всех помещениях. При этом особое внимание необходимо обращать на рабочие места и помещения постов управления. Все материалы и инструменты, особенно крупногабаритные, должны быть тщательно уложены и закреплены для сохранности в штормовую погоду. Работая кувалдами или тяжелыми гаечными ключами, следует быть осторожными, чтобы не поскользнуться. Когда гаечный ключ проворачивают ударами кувалды, его следует поддерживать канатом или подвешивать таким образом, чтобы руки и тело работающего не могли попасть под удар кувалды, соскользнувшей с ключа.

Конструкции механизмов и устройств должны быть такими, чтобы исключить возможность травмирования персонала (ожоги, ушибы, отравления газами, падения и т.д.).

Для производства монтажных и ремонтных работ над главными и вспомогательными двигателями, а также в мастерских предусматривают грузоподъемные устройства, с помощью которых обеспечивается перемещение частей оборудования и деталей для обработки на станке. Руководитель работ должен следитьзатем, чтобы рабочая нагрузка при подъеме не превышала предельно допустимую. Стропы должны быть проверены для выявления разорванных или перетертых прядей, а также должны быть приняты необходимые меры по предупреждению повреждения каната об острые кромки. Там, где детали поднимаются за ввинчивающиеся рымы, необходимо следить за тем, чтобы нарезка рым-болтов была чистой и в хорошем состоянии, а нарезная часть была полностью ввинчена и закреплена контргайкой перед тем, как произвести подъем. Это особенно важно при подъеме тяжелых частей машинного оборудования. Необходимо следитьза тем, чтобы перед установкой рым-болта весь нагар был удалениз отверстия. Если необходимо, следует прочистить резьбу метчиком соответствующего размера.

Порядок управления краном машинного отделения должен быть ясно изложен в инструкции, располагаемой в непосредственной близости от поста управления краном. Лица, работающие с краном, должны пройти инструктаж о системе условных знаков. Участвующие в грузовых операциях должны находиться в безопасной зоне. Запрещается ходить в зоне перемещения груза, стоять под грузом.

Переборки и оборудование МКО окрашиваются в светлые пастельные тона в соответствии с рекомендациями технической эстетики.

Помимо рассмотренных конструктивных мер безопасности, осуществляемых при проектировании и создании современных судовых технических средств, большое значение для профилактики травматизма имеет организационное обеспечение безопасности труда плавсостава. Условия труда в машинных отделениях судов во многом зависят от дисциплины моряков и точного соблюдения требований всех нормативных документов по обслуживанию механизмов и безопасному выполнению работ. При работе на судовых энергетических установках необходимо ориентироваться на РД 31.21.30-83 «Правила технической эксплуатации судовых технических средств», а также на заводские и судовые инструкции. Принимая вахту, следует убедиться в исправности механизмов и устройств. При неисправной системе защиты и предупредительной сигнализации включать в работу машины и оборудование запрещается. Обнаруженные неисправности необходимо по возможности быстро устранить, одновременно поставить об этом в известность старшего механика. При несчастном случае необходимо оказать первую помощь пострадавшемуи вызватьврача. Аптечка в МКО должна быть укомплектована необходимыми медикаментами.

У механизмов и машин неавтоматизированных судов на видимых местах должны быть вывешены инструкции по технике безопасности, а также схемы балластной, осушительной и топливной систем с указанием всех клапанов (вентилей).Все помещения МКО, а также решетки, трапы и плиты должны содержаться в чистоте. Пролитые на них воду, топливо и масло следует немедленно убирать. Обтирочный материал принимается на судно только в сухом виде. Хранят его обычно в сухих и защищенных от огня помещениях. Необходимо также всегда помнить, что промасленная ветошь может самовозгораться, поэтому запрещается разбрасывать ее по МКО, а также хранить в рундуках вместе с инструментами и деталями. Необходимо сразу после использования складыватьеев специальные металлические ящики и после вахты выносить из МКО. Древесину можно хранить в местах, где исключается возможность ее загорания. Бензин и керосин в МКО хранить запрещается.

Все рабочие места должны быть освещены в соответствии с требованиями санитарных правил. Особое внимание при этом следует обращать на освещение крышек люков танков, льял и других мест под плитами машинного отделения, где проходят трубы. Рекомендуется эти места окрашивать светлой краской.

В случае,если человек работает один, он должен выходитьна связь с другими членами команды в машинном отделении илина мостике через определенные промежутки времени.

Помимо основного и аварийного освещения, в МКО всегда должны быть в наличии и передаваться по вахте переносные аккумуляторные фонари напряжением не выше 12 В.

Нельзя загромождать проходы деталями, инструментами и инвентарем. В целях предупреждения пожара необходимо вести постоянное наблюдениеза температурой в хранилищах жидкого топлива и масла. Вскрывать их для осмотра разрешается только после пропаривания и тщательной вентиляции. При этом необходимо соблюдать все меры взрыво- и пожаробезопасности. Не реже двух раз в год необходимо контролировать исправность самозакрывающихся приспособлений мерительных труб топливных цистерн, состояние огнезащитных предохранителей на газоотводных трубах из хранилищ нефтепродуктов.

Одной из важных мер обеспечения безопасности при эксплуатации пусковых баллонов, паровых и воздушных магистралей является неукоснительное соблюдение существующего на флоте правила управления клапанами: необходимо открывать клапан медленно, а закрывать быстро. Следует проверять исправность и надежность открытия и закрытия всех клапанов, вентилей, задвижек. При разборке клапанов трубопроводов и цистерн не разрешается снимать гайки с резьбы до полного стравливания из емкостей давления рабочей среды и осушения внутренних поверхностей. Соблюдение этой меры предосторожности необходимо в связи с тем, что при вскрытии может неожиданно вырваться пар, конденсат или газ, скопившийся в трубопроводе или цистерне. Перед сборкой необходимо убедиться в том, что внутри трубопровода или емкости нет посторонних предметов (болтов, ветоши), а также механических повреждений прокладок и фланцев. При задраивании необходимо использовать все штатные гайки. Любой клапан на каждом вскрытом участке трубопровода должен быть полностью перекрыт и взят на замок на все время, пока участок остается открытым, а также, если это необходимо, следует установить предупреждающую надпись.

При разборке или сборке топливных илимасляных шлангов и трубопроводов необходимо применять инструмент, не дающий при ударах искры. Не разрешается проводить работы, сопровождающиеся даже слабыми ударами (рубка, чеканка), в непосредственной близостиот трубопроводов и резервуаров, находящихся под давлением. Вскрывать горловины топливных резервуаров можно только с ведома старшего механика, а горловины водяных танков — старшего помощника капитана. Результаты осмотра танков фиксируются в машинном и судовом журнале. Принимать топливо можно только при наличии документа о прохождении очередного испытания приемных шлангов на прочность, а также указания в топливном сертификате о температуре вспышки. В местах возможных капельных протечек топлива должны быть установлены поддоны, которые необходимо очищать сразу после окончания работ.

При работах в помещениях МКО персонал должен носить спецодежду, безопасную нескользящую обувь с жестким носком на кожаной подошве, без стальных гвоздей и головной убор. При выполнении работ в местах, где возможно травмирование головы, необходимо надевать защитные каски. Не разрешается надевать галстуки, шейные повязки, а также закатывать рукава рубашек, комбинезонов. Персонал обязан носить соответствующие защитные очки и противопылевую маску при шлифовке, строгании, выполнении пыльных и грязных работ (удаление накипи в котле или ручная очистка ржавчины). Все пятна от масел или продуктов очистки должны быть тщательно удалены с кожи тела с применением только соответствующих моющих средств. Ни в коем случае не следует для этих целей применять керосин и бензин.

Курить в МКО запрещается.Входв МКО посторонним лицам без разрешения старшего (главного) или вахтенного механика запрещен.

Нельзя производить мойку и окраску машинной шахты на ходу судна с подвесок или рештований. При входе в машинные отделения судов с автоматизированным управлением энергетических установок должна быть предостерегающая надпись: «Внимание! Механизмы пускаются автоматически. Соблюдайте осторожность!» Обслуживание машинных отделений автоматизированных судов с вахтой в ЦПУ и безвахтенное обслуживание имеют определенные особенности, связанные с необходимостью повышенного внимания членов судовых команд. При запуске механизмов из ЦПУ необходимо ставить об этом в известность людей, находящихся в машинном отделении.

Если механизмы пускаются или останавливаются из машинного отделения, об этом информируется вахтенный механик, находящийся в ЦПУ.

При безвахтенном обслуживании и автоматическом включении и выключении механизмов персонал должен иметь особую подготовку по технике безопасности труда в машинном отделении автоматизированного судна.

Наши рекомендации