Подбор деталей и материалов для узлов контактной сети
Цель занятия:научиться практически выбирать детали для заданной цепной контактной подвески.
Исходные данные: тип цепной контактной подвески, узел цепной контактной подвески (задаются преподавателем согласно таблицам 2, 3).
Таблица 2. Типы цепных контактных подвесок
Номер варианта | Несущий трос | Контактный провод | Система тока | Тип подвески |
боковой путь | ||||
- | ПБСМ-70 | МФ-85 | постоянный переменный | КС 70 |
главный путь | ||||
М-120 | БрФ-100 | постоянный | КС 140 | |
М-95 | МФ-100 | постоянный | КС 160 | |
М-95 | 2МФ-100 | постоянный | КС 120 | |
М-120 | 2МФ-100 | постоянный | КС 140 | |
М-120 | 2МФ-100 | постоянный | КС 160 | |
ПБСМ-95 | НлФ-100 | переменный | КС 120 | |
М-95 | БрФ-100 | переменный | КС 160 | |
ПБСМ-95 | БрФ-100 | переменный | КС 140 | |
М-95 | МФ-100 | переменный | КС 160 | |
ПБСМ-95 | МФ-100 | переменный | КС 140 |
Таблица 3. Узел цепной контактной подвески
Номер варианта | Узел цепной контактной подвески |
Анкеровка компенсированной цепной контактной подвески на перегоне (рис.1). | |
Анкеровка полукомпенсированной цепной контактной подвески на боковых путях на станции (рис. 2). | |
Средняя анкеровка компенсированной цепной контактной подвески для перегона (рис. 3) | |
Средняя анкеровка полукомпенсированной цепной контактной подвески боковых путей станции (рис.3) | |
Крепление несущего троса на неизолированной консоли и на жесткой поперечине (рис. 4, 5). |
Краткие теоретические сведения
Электрические соединители служат для обеспечения надежного контакта проводов во всех случаях, когда требуется обеспечить их параллельное соединение или непрерывность сечения вдоль электрифицированной линии, а также для обеспечения протекания тока по всем проводам.
Различные электрические соединения и шлейфы, предназначенные для подключения секционных разъединителей, разрядников и других аппаратов к проводам контактной сети, стыковые электрические соединители рельсовой цепи выполняют из медных гибких неизолированных многопроволочных проводов марки МГ.
Провода МГ свивают из нескольких прядей, свитых, в свою очередь, из нескольких тонких медных проволок диаметром 0,52—0,97 мм. Этим обеспечивается большая гибкость проводов МГ по сравнению с проводами марки М. Основные данные медных гибких неизолированных проводов МГ, применяемых в контактной сети, приведены в табл. 2.13 [5].
Звеньевые струны цепных подвесок изготавливают из сталемедной проволоки БСМ1 или БСМ2 диаметром 4 мм. Рессорные струны (тросы) выполняют из сталемедной проволоки диаметром 6 мм. Основные данные биметаллических сталемедных проволок приведены в табл. 2.14 [5].
Арматура контактных сетей представляет собой комплекс деталей, предназначенных для крепления конструкций, фиксации поводов и тросов, сборки различных узлов контактной сети. Арматура должна обладать достаточной механической прочностью, хорошей сопрягаемостью, высокой надёжностью и такой же коррозийной стойкостью, а для скоростного токосъёма – ещё и минимальной массой.
Все детали контактных сетей можно разделить на две группы: механическую и токопроводящую.
К первой группе относятся детали, рассчитанные на чисто механические нагрузки. К ней относятся: клиновой зажим, цанговый зажим для несущего троса, седла, коуши вилочные, ушки разрезные и неразрезные и т.п.
Ко второй группе относятся детали, рассчитанные на механические и электрические нагрузки. К ней относятся: цанговые стыковые зажимы для стыкования несущего троса, овальные соединители, стыковые зажимы для контактного провода, струновые, соединительные и переходные зажимы. По материалу изготовления детали арматуры делятся на чугунные (ковкий или серый чугун), стальные, из цветных металлов и их сплавов (медь, бронза, алюминий, латунь).
Изделия из чугуна имеют защитное антикоррозийное покрытие – горячее оцинкование, а из стали – электролитическое оцинкование с последующим хромированием.
Порядок выполнения
1. Выбрать материал и сечение проводов для простых и рессорных струн опорного узла цепной контактной подвески для главных путей станции.
2. Выбрать детали для заданного узла, пользуясь [9] и занести их в таблицу 4.
3. Выбрать деталь для стыкования контактного провода и соединения несущего троса и занести их в таблицу 4.
Таблица 4. Детали для узлов контактной подвески
Узел подвески, детали для узла. | Наименование детали | № детали по каталогу | Материал детали | Примечание |
4. Описать назначение и место установки продольных и поперечных электрических соединителей.
Содержание отчета
1. Описание выбора материала и сечения проводов для простых и рессорных струн опорного узла цепной контактной подвески для главных путей станции.
2. Описание выбора деталей для заданного узла цепной контактной подвески.
3. Описание выбора деталей для стыкования контактного провода и соединения несущего троса.
4. Формулировка назначения продольных и поперечных электрических соединителей и места их установки.
5. Выводы.
Контрольные вопросы
1. Какие нагрузки воспринимают детали контактной сети?
2. Объясните назначение и виды электрических соединителей.
3. Какими способами можно сделать эластичность цепной контактной подвески равномерной?
4. Почему для несущих тросов можно применять материалы, не обладающие высокой проводимостью?
5. Сформулируйте понятия назначения и типов средних анкеровок.
6. От чего зависит способ крепления несущего троса на поддерживающей конструкции?
Рисунок 1. Анкеровка компенсированной цепной контактной подвески переменного (а) и постоянного (б) тока:
1- оттяжка анкерная; 2- кронштейн анкерный; 3, 4, 19 – трос компенсатора стальной диаметром 11 мм длиной, соответственно, 10, 11, 13 м; 5- блок компенсатора; 6- коромысло; 7- штанга «ушко-двойное ушко» длиной 150 мм; 8- пластина регулиовочная; 9- изолятор с пестиком; 10- изолятор с серьгй; 11- электрический соединитель; 12- коромысло с двумя штангами; 13, 22- хомут, соответственно, для 25-30 грузов; 15- груз железобетонный; 16- трос ограничителя грузов; 17- кронштейн ограничителя грузов; 18- монтажные отверстия; 20- штанга «пестик-ушко» длиной 1000 мм; 21- коромысло для крепления двух контактных проводов; 23- штанга для 15 грузов; 24- ограничитель для одинарной гирлянды грузов.
Рисунок 2. Анкеровка полукомпенсированной цепной подвески переменного тока с двухблочным компенсатором (а) и постоянного тока с трёхблочным компенсатором (б):
1- оттяжка анкерная; 2- кронштейн анкерный; 3- штанга «пестик- двойное ушко» длиной 1000 мм;4- изолятор с пестиком; 5- изолятор с серьгой; 6- трос компенсатора стальной диаметром 11 мм; 7- блок компенсатора; 8- штанга «пестик - ушко» длиной 1000 мм; 9- штанга для грузов; 10- груз железобетонный; 11- ограничитель для одинарной гирлянды грузов; 12- трос ограничителя грузов; 13- кронштейн ограничителя грузов; 14- трос компенсатора стальной диаметром 10 мм, длиной 10 м; 15- хомут для грузов; 16- ограничитель для сдвоенной гирлянды грузов; 17- коромысло для анкеровки двух проводов.
Рисунок 3. Средняя анкеровка компенсированной (а-д) и полукомпенсированной (е ) цепных контактных подвесок; для одинарного контактного провода ( б ), двойного контактного провода (г); на изолированной консоли (в) и на неизолированной консоли (д):
а)- общий вид; 1- основной несущий трос; 2- трос средней анкеровки контактного провода; 3- дополнительный трос; 4- контактный провод; 5- зажим соединительный; 6- зажим средней анкеровки; 7- консоль изолированная; 8- седло двойное; 9- зажим средней анкеровки для крепления на несущем тросе; 10- изолятор.
Рисунок 4. Крепление несущего троса на неизолированной консоли.
Рисунок 5. Крепление несущего троса на жесткой поперечине.
Практическое занятие №3