Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач

Натяжение цепи.По мере изнашивания шарниров цепь вытягивает­ся, стрела провисания f ведомой ветви увеличивается (см. рис. 26.8), что вызывает захлестывание звездочки цепью. Для передач с углом Θ <45° наклона к горизонту [f]< 0,02а; при Θ <45° [f]< 0,015а, где а —межосевое расстояние передачи.

Регулирование натяжения цепи осуществляется перемещением вала одной из звездочек, нажимными роликами или оттяжными звездочками.

Натяжные устройства должны компенсировать удлинение цепи в пре­делах двух звеньев, при большой вытяжке два звена цепи удаляют.

По мере изнашивания цепи шарниры сползают все ближе к вер­шинам зубьев и возникает опасность соскакивания цепи со звездочек.

Смазывание цепи оказывает решающее влияние на ее долговечность. Прискорости цепи v<4 м/с применяют капельное постоянное(4... 10 кап./мин) или внутришарнирноесмазывание. При v<7 м/с — смазывание погруже­нием в масляную ванну(ведомую ветвь цепи погружают на глубину

высоты пластин) или масленками-капельницами(20 кап./мин, см. рис. 28.11.)/ При v < 12 м/с — циркуляционное струйное смазывание от насоса (см. рис. 18.13,6).

В тихоходных малонагруженных передачах применяют периодическое смазываниеручной масленкой через 6...8 ч работы.

КПД передачизависит от потерь на трение в шарнирах цепи, це1 с зубьями звездочек, в опорах валов, а также от потерь на перемешивание масла при смазывании погружением.

При нерегулярном периодическом смазывании η=0,92...0,94; при сма зывании погружением η = 0,95...0,97.

26.10. Рекомендации по конструированию цепных переда*

1. В приводах с быстроходными двигателями цепную передачу, ка! правило, устанавливают после редуктора (см. рис. 9.2).

2. Ведомую ветвь цепи рекомендуется располагать внизу во избежа­ние подхватывания ее звеньев зубьями ведущей звездочки.

3. Для обеспечения достаточного самонатяжения цепи не следуе делать угол Θ наклона линии центров звездочек к горизонту более 60е При Θ > 60' на ведомую ветвь в местах наибольшего провисания цепи устанавливают оттяжную звездочку.

Диаметр оттяжной звездочки выполняют больше диаметра мень­шей звездочки передачи, она должна входить в зацепление не менее чем с тремя звеньями цепи.

4. Поскольку цепь в поперечном сечении не обладает гибкостью,!8 валы цепной передачи должны быть параллельными, а звездочки установ­лены в одной плоскости.

5. Применение трех- и четырехрядных цепей нежелательно, так как они дороги и требуют повышенной точности изготовления звездо­чек и монтажа передачи.

Контрольные вопросы

1. Каковы достоинства и недостатки цепных передач по сравнению с ременными? Где применяют цепные передачи?

2. Какова конструкция роликовой и втулочной цепей?

3. В каких случаях применяют многорядные роликовые цепи?

4. Почему при высоких скоростях рекомендуется применять цепи с малым шагом?

5. Чем вызвана неравномерность движения приводных цепей и почему она возра­стает с увеличением шага?

6. Чем обусловлены ограничения минимального числа зубьев малой звездочки и мак­симального числа зубьев большой звездочки?

7. Почему при определении длины цепи рекомендуется принимать четное число звеньев цепи?

8. Что является основным критерием работоспособности цепных передач? Как про­водится проверка цепи по этому критерию?

9. Что такое коэффициент эксплуатации, от чего он зависит?

10.Чем вызвана необходимость в применении натяжных устройств в цепных пере­дачах? Каковы способы натяжения цепи?

11.Какие способы смазывания применяют в цепных передачах?


Наши рекомендации