Натяжение и смазывание цепи. КПД цепных передач
Натяжение цепи.По мере изнашивания шарниров цепь вытягивается, стрела провисания f ведомой ветви увеличивается (см. рис. 26.8), что вызывает захлестывание звездочки цепью. Для передач с углом Θ <45° наклона к горизонту [f]< 0,02а; при Θ <45° [f]< 0,015а, где а —межосевое расстояние передачи.
Регулирование натяжения цепи осуществляется перемещением вала одной из звездочек, нажимными роликами или оттяжными звездочками.
Натяжные устройства должны компенсировать удлинение цепи в пределах двух звеньев, при большой вытяжке два звена цепи удаляют.
По мере изнашивания цепи шарниры сползают все ближе к вершинам зубьев и возникает опасность соскакивания цепи со звездочек.
Смазывание цепи оказывает решающее влияние на ее долговечность. Прискорости цепи v<4 м/с применяют капельное постоянное(4... 10 кап./мин) или внутришарнирноесмазывание. При v<7 м/с — смазывание погружением в масляную ванну(ведомую ветвь цепи погружают на глубину
высоты пластин) или масленками-капельницами(20 кап./мин, см. рис. 28.11.)/ При v < 12 м/с — циркуляционное струйное смазывание от насоса (см. рис. 18.13,6).
В тихоходных малонагруженных передачах применяют периодическое смазываниеручной масленкой через 6...8 ч работы.
КПД передачизависит от потерь на трение в шарнирах цепи, це1 с зубьями звездочек, в опорах валов, а также от потерь на перемешивание масла при смазывании погружением.
При нерегулярном периодическом смазывании η=0,92...0,94; при сма зывании погружением η = 0,95...0,97.
26.10. Рекомендации по конструированию цепных переда*
1. В приводах с быстроходными двигателями цепную передачу, ка! правило, устанавливают после редуктора (см. рис. 9.2).
2. Ведомую ветвь цепи рекомендуется располагать внизу во избежание подхватывания ее звеньев зубьями ведущей звездочки.
3. Для обеспечения достаточного самонатяжения цепи не следуе делать угол Θ наклона линии центров звездочек к горизонту более 60е При Θ > 60' на ведомую ветвь в местах наибольшего провисания цепи устанавливают оттяжную звездочку.
Диаметр оттяжной звездочки выполняют больше диаметра меньшей звездочки передачи, она должна входить в зацепление не менее чем с тремя звеньями цепи.
4. Поскольку цепь в поперечном сечении не обладает гибкостью,!8 валы цепной передачи должны быть параллельными, а звездочки установлены в одной плоскости.
5. Применение трех- и четырехрядных цепей нежелательно, так как они дороги и требуют повышенной точности изготовления звездочек и монтажа передачи.
Контрольные вопросы
1. Каковы достоинства и недостатки цепных передач по сравнению с ременными? Где применяют цепные передачи?
2. Какова конструкция роликовой и втулочной цепей?
3. В каких случаях применяют многорядные роликовые цепи?
4. Почему при высоких скоростях рекомендуется применять цепи с малым шагом?
5. Чем вызвана неравномерность движения приводных цепей и почему она возрастает с увеличением шага?
6. Чем обусловлены ограничения минимального числа зубьев малой звездочки и максимального числа зубьев большой звездочки?
7. Почему при определении длины цепи рекомендуется принимать четное число звеньев цепи?
8. Что является основным критерием работоспособности цепных передач? Как проводится проверка цепи по этому критерию?
9. Что такое коэффициент эксплуатации, от чего он зависит?
10.Чем вызвана необходимость в применении натяжных устройств в цепных передачах? Каковы способы натяжения цепи?
11.Какие способы смазывания применяют в цепных передачах?