Общие сведения. Типы клиновых и поликлиновых ремней
Общие сведения. Вмашиностроении преимущественно применяют передачи клиновым или поликлиновым ремнями.
Клиновые ремни имеют трапециевидное поперечное сечение (см. рис. 22.1, б). Ремни работают на шкивах с канавками соответствующего ремню профиля. Клиновые ремни и канавки шкивов контактируют только по боковым (рабочим) поверхностям ремней и боковым граням канавок шкивов. Между внутренней поверхностью ремня и дном канавки шкива должен быть зазор.
В передаче часто применяют несколько ремней (комплект).
Достоинствомэтой передачи по сравнению с передачей плоским ремнем является то, что благодаря повышенному (до трех раз) сцеплению ремня со шкивами, обусловленному эффектом клина, она может передавать большую мощность, допускает меньший угол обхвата на малом шкиве (см. рис. 22.1), а следовательно, и меньшее межосевое расстояние а.
Недостаткамиявляются большие напряжения изгиба из-за значительной высоты ремня, большие потери на внешнее и внутреннее трение, большая стоимость шкивов и неодинаковая работа ремней в комплекте вследствие отклонений в их длине.
Передачи клиновыми ремнями рекомендуютсяпри малых межосевых расстояниях, больших передаточных числах, вертикальном расположении осей валов. Их применяютдля мощностей до 200 кВт в приводах станков, промышленных установок, в транспортных, дорожно-строитель-ных и сельскохозяйственных машинах.
Типы ремней.Клиновые ремни (см. рис. 20.1) состоят из несущего слоя — кордшнура или кордовой ткани, резины и оберточной ткани, свулканизированных в одно целое, поэтому клиновые ремни бывают двух типов: кордтканевые (рис. 24.1, а) и кордшнуровые (рис. 24.1,6). В кордтканевых корд состоит из нескольких рядов вискозной, капроновой или лавсановой ткани. В кордшнуровых ремнях корд состоит из одного ряда навитых по спирали шнуров из полиэфирных или полиамидных волокон, для передач с высокой нагрузкой из кевлара.
Рис. 24.1. Конструкции клиновых (а, б) и поликлинового (в) ремней |
Кордтканевые ремни работают лучше кордшнуровых при ударной и вибрационной нагрузке, однако кордшнуровые ремни более гибкие
и долговечные. Их применяют, в частности, при необходимости шкивов малых диаметров.
Перспективными являются ремни без обертки. Коэффициент трения при этом в два раза выше, чем при наличии обертки, что увеличивает тяговую способность, позволяет уменьшить предварительное натяжение и тем самым повысить долговечность.
Клиновые ремни выпускают бесконечными.
В зависимости от отношения ширины сечения ремня b0 к высоте h (рис. 24.1,6) стандартные клиновые ремни изготовляют нормального (b0/h= 1,6), узкого (b0/h= 1,2) и широкого (b0/h = 2...4,5) сечений.
Клиновые ремни нормальных сечений обозначают (в порядке увеличения поперечного сечения): Z, А, В, С, D, Е, ЕО (табл. 24.1). В зависимости от применяемых материалов и технологии изготовления ремни выпускают четырех классов (в порядке повышения качества): I, П, IIIи IV
Таблица 24.1. Клиновые ремни (выборка)
Тип ремня | Сечение | Размеры сечения, мм (рис. 24.1,о и б) | Площадь сечения А, мм2 | Расчетная длина Lр, мм | ||
bp | b0 | h | ||||
Нормального сечения Узкого сечения | Z А В С SPZ SPA SPB SPC | 8,5 11 14 19 8.5 11 14 19 | 10 13 17 22 10 13 17 22 | 10 13 | 400... 3150 560... 4500 630... 6300 1800... 10000 630... 3550 800... 4500 1250... 8000 2000... 8000 |
Примечания: I. Размер bp, относится к нейтральному слою.
2. Стандартный ряд расчетных длин /т, мм: 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, IS00, 2000, 2240, 2500, 2800, 3150, 3550, 4000 и др.
Из-за большой массы ремней скорость их ограничена (до 30 м/с). Недостатком ремня, ограничивающим долговечность, является его большая высота, что приводит к значительным деформациям сечения при изгибе и неравномерному распределению нормальных давлений в зоне контакта ремня со шкивами.
Клиновые ремни узких сечений изготовляют четырех сечений: SPZ, SPA, SPB, SPC (табл. 24.1). Они отличаются от ремней нормального сечения кордом повышенной прочности. Благодаря меньшему отношению ширины ремня к высоте происходит более равномерное распределение нагрузки по нитям корда, что повышает их тяговую способность в 1,5...2 раза. Это дает возможность уменьшить число ремней в комплекте и ширину шкива. Узкие ремни хорошо работают при скоростях до 50 м/с.
Узкие вентиляторные ремни применяют для двигателей автомобилей, тракторов и комбайнов.
Широкие клиновые ремни предназначены для вариаторов (см. рис. 10.3).
Расчетная длина Lp соответствует длине клинового ремня по нейтральному слою. Допускаемые отклонения длины ремней значительны, поэтому требуется тщательно подбирать комплекты ремней по длине. Например, при Lp= 1250... 1800 мм допускают разность длин ремней одного комплекта до 4 мм. При разрушении одного ремня заменяют весь комплект. Использование новых ремней с ремнями, бывшими в употреблении, недопустимо. Ремни, бывшие в употреблении, подбирают отдельным комплектом.
Поликлиновые ремни— бесконечные плоские ремни с высокопрочным полиэфирным кордшнуром и продольными выступами-клиньями, входящими в кольцевые клиновые канавки на шкивах (см. рис. 22.1, г и 24.1, в). Изготовляют ремни трех сечений: К, Л и М (табл. 24.2). Сочетают достоинства ремней плоских (гибкость) и клиповых (высокая тяговая способность). Благодаря большой гибкости допускают применение шкивов малых диаметров. Могут работать при скоростях до 65 м/с.
Таблица 24.2. Поликлиновыс ремни (выборка)
Сечение | Размеры сечения, мм (рис. 24.1, в) | Расчетная длина Lv, мм | Число клиньев z рекомендуемое | |||
Р | Я | h | t | |||
К Л м | 2,4 4,8 9,5 | 4,0 9,5 16,7 | 2,35 4,85 10,35 | 1,0 2,4 3,5 | 400... 2000 1250... 4000 2000... 4000 | 2... 36 4...20 4...20 |
Корд, расположенный в тонкой плоской части, и рабочая поверхность ремня располагаются по всей его ширине, поэтому при одинаковой передаваемой мощности ширина шкивов для поликлиновых ремней меньше ширины шкивов для комплекта клиновых ремней нормальных сечений.
Малая масса ремня способствует снижению уровня его колебаний. Однако передачи поликлиновыми ремнями чувствительны к относительному осевому смещению шкивов и отклонению от параллельности осей валов.
Поликлиновую передачу применяют до 1000 кВт.