Определение чисел зубьев колес

Числа зубьев подбирают после выбора передаточною от­ношения и числа сателлитов в зависимости от кинемати­ческой схемы передачи и конструкции (редуктор или мотор-редуктор).

Подбор чисел зубьев колес для схем 1, 2 и соответствую­щих им ступеней сложных передач, выполненных по схеме 5 (см. табл. 5.1.).Принимают число зубьев солнечного колеса z1 ³ 13 (во избежание подрезания ножек зубьев); числа зубьев сателлитов z2 определяют по формуле

(5.11)
определение чисел зубьев колес - student2.ru

округляя до ближайшего целого числа. Число зубьев корон­чатого колеса z3 определяют по формуле (5.2).

По формулам табл. 5.1 уточняют передаточное отношение и сравнивают его с заданным. Допускается отклонение не более чем на 4% для одноступенчатых редукторов, 5% —для двух­ступенчатых. Далее проверяют выполнение условий вхождения зубьев в зацепление и соседства.

Пример 1.Подобрать числа зубьев колес планетарного ре­дуктора по рис. 5.1 с передаточным соотношением i(3)1H = 5,6 и числом сателлитов nс = 3.

1.Выбираем число зубьев солнечного колеса z1 = 15.

2. Определяем число зубьев сателлитов по формуле (5.11)

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Проверяем условие вхождения зубьев в зацепления по фор­муле (5.10)

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Условие выполнено.

4. Проверяем выполнение условия соседства по формуле (5.9)

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Условие выполнено.

5. Число зубьев корончатого колеса по формуле (5.2)

определение чисел зубьев колес - student2.ru

6. Уточняем передаточное отношение по формуле табл. 5.1

определение чисел зубьев колес - student2.ru

что соответствует заданному.

Порядок подбора чисел зубьев передачи по схеме 1, выпол­ненной как мотор-редуктор специального назначения(его пара­метры не регламентированы ГОСТ) имеет свои особенности, поясненные ниже численным примером.

Пример2. Подобрать числа зубьев колес мотор-редукгора специального назначения по схеме 1 (см. табл. 5.1) с переда­точным отношением i(3)1H = 6,3 и числом сателлитов пс = 3. Присоединяемый электродвигатель 4А112М2УЗ, наружный диа­метр фланца D = 300 мм.

1. Определяем делительный диаметр d3, корончатого колеса
d3 » D ¾ (30¸40) = 300 ¾ (30¸40) = 270¸260 мм.

Ряд делительных диаметров (в мм) по ГОСТ 25022-81 следующий: 100; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 630; 800; 1000. Принимаем ближайшее значение d3 = 250 мм. Соответст­венно т = 2 мм.

2. Определяем число зубьев корончатого колеса

определение чисел зубьев колес - student2.ru

3. Число зубьев солнечного колеса определяем на основании формулы

       
 
определение чисел зубьев колес - student2.ru
  определение чисел зубьев колес - student2.ru
 

(см. табл. 5.1.), откуда

Принимаем z1 = 24.

4. Число зубьев сателлита — по формуле (5.2)

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Принимаем z2 = 51, тогда z3 = z1 + 2z2 = 24 + 2 × 51 = 126.

5. Проверка условия вхождения зубьев в зацепление:

определение чисел зубьев колес - student2.ru

6. Проверка условия соседства

определение чисел зубьев колес - student2.ru

7. Уточняем передаточное отношение

определение чисел зубьев колес - student2.ru

8. Отклонение его от заданного

определение чисел зубьев колес - student2.ru

что допустимо (Di max = 4%).

Окончательное значение чисел зубьев: z1 = 24; z2 = 51; z3 = 126; m = 2 мм; d3 = mz3 = 2 × 126 = 252 мм.

ГОСТ 250022-81 допускает отклонение значения делитель­ного диаметра корончатого колеса 3 от номинального в пре­делах допускаемых отклонений передаточного отношения.

Для предварительного выбора чисел зубьев колес плане­тарных передач по схемам 1 и 2 (см. табл. 5.1) удобно пользоваться табл. 5.2.

5.2. Таблица передаточных отношений и чисел зубьев колес для схемы рис. 5.1

z1 z2 z3 определение чисел зубьев колес - student2.ru определение чисел зубьев колес - student2.ru
16-20 15-23 16-24 15-27 15-27 16-28 16-30 15-31 16-34 15-35 16-38 15-39 16-42 17-45 18-46 19-40 18-50 17-15 20-16 22-18 24-18 25-19 26-20 27-20 30-22 32-23 35-25 37-26 40-28 42-29 44-30 46-32 48-33 51-35 4,125-3,500 4,670-3,391 4,750-3,500 5,200-3,333 5,333-3,407 5,250-3,429 5,375-3,333 6,000-3,419 6,000-3,353 6,667-3,429 6,625-3,368 7,333-3,346 7,250-3,381 7,176-3.333 7,111-3,391 7,053-3,347 7,666-3,400 1,320-1,400 1,273-1,418 1,267-1,400 1,238-1,429 1,231-1,415 1,235-1,412 1,229-1,429 1,200-1,413 1,200-1,425 1,176-1,412 1,178-1,422 1.158-1,411 1.160-1,420 1,162-1,428 1,163-1,418 1,165-1,426 1,150-1,418
Принятые обозначения: z1 — число зубьев солнечного колеса (изменяется через два зуба); z2 — число зубьев сателлита (изменяется через один зуб): z3 — число зубьев корончатого колеса: Н—водило.

Подбор чисел зубьев колес передач по схеме 3(см. табл. 5.1). Передача по схеме 3 — однопоточная, поэтому под­бор чисел зубьев колес обусловливается только соосностью двух пар колес 1-2 и 2'-3, а также выполнением задан­ного передаточного отношения. Если модули зацеплений обеих пар колес равны и зубья нарезаны без смещения зуборез­ного инструмента, то условие соосности можно выразить через числа зубьев

(5.12)
определение чисел зубьев колес - student2.ru

Зависимость чисел зубьев от передаточного отношения

(5.13)
определение чисел зубьев колес - student2.ru

Решение этой системы уравнений дано на графиках (рис. 5.9), где по заданному передаточному отношению, за­даваясь разностями чисел зубьев zc = z1 — z2 = z3 — z2¢ и е = z3 — z1 = z2¢ — z2, можно определить значение z3.

По графику (рис. 5.10) можно определить минимальные значения zc, при которых не будет интерференции головок зубьев шестерни и колеса; если значение zc меньше указан­ного на графике, то для устранения интерференции колеса надо нарезать со смещением зуборезного инструмента или (когда zc ³ 3) применять зуборезный инструмент с углом профиля 30о и коэффициентом высоты головки зуба h*a = 0,8.

1. Принимаем zc = z1 — z2 = z3 — z2¢ и е = z3 — z1 = z2¢ — z2 = 5.

2. По графику (рис. 5.9) находим z3 = 84.

3. Определяем

определение чисел зубьев колес - student2.ru

4. Фактическое передаточное отношение

определение чисел зубьев колес - student2.ru

5. Отклонение фактического передаточного отношения от заданного

определение чисел зубьев колес - student2.ru

определение чисел зубьев колес - student2.ru

определение чисел зубьев колес - student2.ru

РАСЧЕТ ЗУБЬЕВ ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ

НА ПРОЧНОСТЬ

В планетарных передачах, где сателлит входит в зацепле­ния с двумя центральными колесами (солнечным и корончатым) и механические характеристики материала колес примерно одинаковы, рассчитывают на прочность только внешнее за­цепление (солнечное колесо — сателлит). При определении числа циклов нагружения зубьев надо учитывать только относитель­ную частоту вращения колес, т. е. при остановленном водиле. Для передач с вращающимся центральным колесом 1 и не­подвижным п относительные частоты вращения колес опреде­ляют по формулам

(5.14)
определение чисел зубьев колес - student2.ru

В табл. 5.1 для каждой передачи приведена формула для определения относительной частоты вращения сателлита, ис­пользуемая при расчете долговечности ею подшипников.

Порядок расчета зубьев планетарных передач на прочносгь зависит от задания на проектирование. При проектировании планетарной передачи как отдельной сборочной единицы расчет следует начинать с определения межосевого расстояния го условия контактной прочности. При проектировании мотор-редуктора диаметр передачи определяется диаметром корпуса присоединяемого электродвигателя, поэтому расчет удобно начинать с определения ширины колес из условий контактной и изгибной прочности. Окончательная ширина колес опреде­лится после подбора подшипников сателлитов.

Формулы для расчета на прочность зубьев планетарных передач приведены в табл. 5.3.

Величины сил и вращающих моментов, действующих на звенья планетарных передач, не зависят от числа степеней свободы. В передачах с одной степенью свободы вращающий момент, действующий на неподвижное центральное колесо, уравновешивается реакциями мест закрепления.

В многопоточных передачах (рис. 5.11) в установившемся режиме работы силы в зацеплениях, действующие на цент­ральные колеса и водило, уравновешивают друг друга, и поэтому валы нагружены только вращающим моментом. Силы зацеплений, действующие на сателлиты, приложены на диамет­рально противоположных сторонах, поэтому их радиальные составляющие уравновешивают друг друга, а окружные складываются, так как

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Рис. 5.11. Взаимное уравновешивание сил, действующих в многопоточных передачах

Формулы для расчета на прочность зубьев планетарных передач

Расчетная зависимость Единицы измерения № формулы
Прочность рабочих поверхностей Проектировочный расчет Межосевое расстояние   определение чисел зубьев колес - student2.ru Ширина колес определение чисел зубьев колес - student2.ru Проверочный расчет Расчетное контактное напряжение   определение чисел зубьев колес - student2.ru   Изгибная прочность   Проектировочный расчет Ширина колес определение чисел зубьев колес - student2.ru Модуль   определение чисел зубьев колес - student2.ru   Расчетное напряжение изгиба   определение чисел зубьев колес - student2.ru       мм   мм   МПа   МПа     мм     мм   МПа   МПа     (5.15)   (5.16)   (5.17)   (5.18)     (5.19)     (5.20)   (5.21)   (5.22)
П р и м е ч а н и я: 1. Расшифровка обозначение параметров, их величины и размерности, кроме указанных ниже, см. в §3.2. и 3.3. 2. В формулах (5.16)-(5.21) знак плюс для наружного зацепления, знак минус для внутреннего. 3. u = z2 / z1 – отношение чисел зубьев большего колеса рассчитываемой пары к меньшему (u ³ 1). 4. Т2 – вращающий момент, действующий на большее колесо рассчитываемой пары. 5. Приведенное число сателлитов (с учетом неравномерного распределения нагрузки между ними) n¢c = nc – 0,7

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Рис. 5.12. Силовой расчет перадчи по схемам 1 и 2 таюл. 5.1. и рис. 5.1 – 5.4:

определение чисел зубьев колес - student2.ru

они параллельны и направлены в одну сторону; суммарная нагрузка действует на подшипники и оси сателлитов.

При проведении силового расчета удобно пользоваться ме­тодом, представленным на рис. 5.12 и 5.13, где последова­тельно рассматривается равновесие каждого звена передачи. Начинать расчет следует со звена, на котором задан вращаю­щий момент, по его значению и размерам колес находят уравновешивающую силу; затем на основании равенства дей­ствующей и противодействующей сил находят силу, действую­щую на звено, входящее в кинематическую пару. Далее рас­сматривают равновесие второго звена, находят уравновеши­вающую силу или момент и т. д., пока не будет рассмот­рено равновесие всех звеньев передачи.

Все силы обозначены буквой F с двумя нижними цифровыми индексами: первый указывает номер звена, со стороны которого действует сила, второй -

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Рис. 5.13. Силовой расчет передачи по схеме 3 табл. 5.1:

определение чисел зубьев колес - student2.ru

— звено, на которое действует сила. Например, F12 — окружная сила, с которой колесо 1 действует на колесо 2.

Проверкой правильности силового расчета служит уравне­ние равновесия внешних вращающих моментов, приложенных к передаче (в том числе и опорный момент).

Пример.Для передач по рис. 5.1 — 5.4 определить окружные силы в зацеплениях, внешние вращающие моменты, действую­щие на центральные звенья, и силу, действующую на под­шипник сателлита и его ось. Задан момент Тнполезного сопротивления, приложенный к водилу, размеры колес и число сателлитов пс.

1. Рассматриваем равновесие водила и находим силу F (см. рис. 5.12)

определение чисел зубьев колес - student2.ru

2. Рассматриваем равновесие сателлита, который входит в кинематические пары с водилом и центральными колесами 1 и 3, и находим силы F12 и F32

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Условие равенства моментов сил относительно оси сател­лита

определение чисел зубьев колес - student2.ru

3. Рассматриваем равновесие центрального колеса 3 и нахо­дим вращающий момент

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Для передачи по рис. 5.2 момент Т3 — ведущий, для передачи по рис. 5.3 — полезного сопротивления, для передачи по рис. 5.1 — опорный.

4. Рассматриваем равновесие центрального колеса 1 и на­ходим момент

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Вращающий момент Т1, в рассматриваемом примере для передачи по рис. 5.1, 5.2, 5.3 - движущий (без учета потерь).

С учетом потерь движущий момент Т¢1 = T1 / h, где h - КПД передачи (см. табл. 5.1).

На рис. 5.13 приведен пример силового расчета передачи по схеме 3 для случая, когда задан вращающий момент (момент полезного сопротивления) на ведомом колесе 1.

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Рис. 5.14. Планетарный редуктор по схеме 1 табл. 5.1 с плавающим корончатым колесом

определение чисел зубьев колес - student2.ru

Рис. 5.15. Лебедка с планетарным редуктором по схеме 1 табл. 5.1.

КОНСТРУКЦИИ ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ

Конструкции планетарных передач зависят от выбранной кинематической схемы, величины передаваемого вращающего момента и срока службы. Для получения меньших габаритов силовые передачи выполняют многопоточными (обычно трехпоточными). Следует назначать нечетное число сателлитов для лучшего уравновешивания сил в зацеплениях.

Конструкции центральных колес.Для равномерного распре­деления нагрузки между сателлитами силовых многопоточных передач одно или оба центральных колеса делают самоуста­навливающимися (плавающими) (рис. 5.14). В передачах, имею­щих большие габариты, плавающим делают оба центральных колеса: самоустановка достигается применением зубчатых муфт, соединяющих солнечные колеса с ведущим валом или водилом предыдущей ступени, а корончатые колеса с корпусом или замыкающей передачей.

В конструкциях на рис. 5.15—5.17 самоустановка достигает­ся применением гибких элементов. На рис. 5.15 солнечное колесо расположено консолыго па длинном гибком валу. На рис. 5.16 в конструкцию корончатого колеса включена гибкая оболочка. На рис. 5.17 сателлит установлен на гибкой оси.

Для равномерного распределения нагрузки между сателли­тами возможен и другой путь — жесткая установка всех деталей передачи при условии высокой точности их изготовления и монтажа (рис. 5.18). Жесткие корончатые колеса могут быть нарезаны непосредственно на корпусе, запрессованы в корпус или установлены в разъеме фланцев (рис. 5.19).

Конструкции сателлитов.Сателлиты обычно делают с внут­ренней расточкой под подшипники качения. Для самоустановки применяют сферические подшипники. Максимальный диаметр наружного кольца подшипника

Dmax = т (z - 7), (5.23)

где т — модуль колеса передачи; z — число зубьев сателлита.

Устанавливать сателлит на двух или трех подшипниках часто приходится для получения заданного срока службы пере­дачи (рис. 5.20). При малых диаметрах сателлитов подшип­ники устанавливают в щеках водила (рис. 5.20, д)или приме­няют подшипники без колец. При невозможности обеспечить заданную долговечность подшипниками качения сателлиты устанавливают на подшипниках скольжения.

Сателлиты с двумя венцами обычно делают сборными (рис. 5.21), что позволяет уменьшить массу заготовок и сокра­тить время механической обработки. Сдвоенные сателлиты, устанавливаемые в одну передачу, должны иметь одинаковое относительное расположение зубьев венцов. Для этого их собирают в специальных приспособлениях или применяют конструкции, позволяющие устанавливать взаимное расположе­ние венцов при сборке (рис. 5.22). Делать сдвоенные сателлиты одной деталью следует только в тех случаях, когда их диа­метры мало отличаются друг от друга.

определение чисел зубьев колес - student2.ru определение чисел зубьев колес - student2.ru

Рис. 5.16. Конструкция корончатого Рис. 5.17. Конструкция сателлита

Наши рекомендации