Общие сведения. Планетарныминазывают передачи, имеющие зубчатые колеса с подвижными осями
Планетарныминазывают передачи, имеющие зубчатые колеса с подвижными осями. Наиболее распространенная простая однорядная планетарная передана (рис. 16.1) состоит из центрального колеса 1 с наружными зубьями, неподвижного центрального колеса 3 с внутренними зубьями, сателлитов 2—колес с наружными зубьями, зацепляющихся одновременно с колесами 1 и 3 (здесь число сателлитов с = 3), и водила Н, на котором закреплены оси сателлитов. Водило соединено с тихоходным валом. В планетарной передаче одно колесо неподвижно (соединено с корпусом).
Рис. 16.1. Схема однорядной планетарной передачи
При неподвижном колесе 3 вращение колеса 1 вызывает вращение сателлита 2 относительно собственной оси, а обкатывание сателлита по колесу 3 перемещает его ось и вращает водило Н. Сателлит таким образом совершает вращение относительно водила и вместе с водилом вокруг центральной оси, т. е. совершает движение, подобное движению планет. Поэтому передачи называют планетарными.
При неподвижном колесе 3 движение передают чаще всего от колеса/к водилу Я, можно передавать движение от водила Н к колесу 1.
В планетарных передачах применяют не только цилиндрические, но и конические колеса с прямым или косым зубом.
Если в планетарной передаче сделать подвижными все звенья, т. е. оба колеса и водило, то такую передачу называют дифференциальной.С помощью дифференциального механизма можно суммировать движение двух звеньев на одном или раскладывать движение одного звена на два других. Например, в дифференциале заднего моста автомобиля движение от водила Н передают одновременно колесам 1 и 3, что позволяет при повороте одному колесу вращаться быстрее другого.
Достоинствапланетарных передач. 1. Малые габариты и масса вследствие передачи мощности по нескольким потокам, численно равным числу сателлитов. При этом нагрузка в каждом зацеплении уменьшается в несколько раз. 2. Удобство компоновки в машинах благодаря соосности ведущего и ведомого валов. 3. Работа с меньшим шумом, чем в обычных зубчатых передачах, что связано с меньшими размерами колес и замыканием сил в механизме. При симметричном расположении сателлитов силы в передаче взаимно уравновешиваются. 4. Малые нагрузки на валы и опоры, что упрощает конструкцию опор и снижает потери в них. 5. Возможность получения больших передаточных чисел при небольшом числе зубчатых колес и малых габаритах.
Недостатки. 1.Повышенные требования к точности изготовления и монтажа передачи. 2. Большее число деталей (подшипников), сложнее сборка.
Планетарную передачу применяюткак: а) редуктор в силовых передачах и приборах; б) коробку передач, передаточное число в которой изменяют путем поочередного торможения различных звеньев (например, водила или одного из колес); в) дифференциал в автомобилях, тракторах, станках, приборах.
Часто применяют планетарную передачу, совмещенную с электродвигателем (мотор-редуктор, мотор-колесо).
Передаточное число планетарных передач
При определении передаточного числа планетарной передачи используют метод остановки водила (метод Виллиса). По этому методу всей планетарной передаче мысленно сообщается дополнительное вращение с частотой вращения водила п„, но в обратном направлении. При этом водило как бы останавливается, а закрепленное колесо освобождается. Получается так называемый обращенный механизм, представляющий собой обычную непланетарную передачу, в которой геометрические оси всех колес неподвижны. Сателлиты при этом становятся промежуточными (паразитными) колесами, т. е. колесами, не влияющими на передаточное число механизма. Передаточное число в обращенном механизме определяют как в двухступенчатой передаче с одним внешним и вторым внутренним зацеплением.
Здесь существенное значение имеет знак передаточного числа. Передаточное число считают положительным, если в обращенном механизме ведущее и ведомое звенья вращаются в одну сторону, и отрицательным, если в разные стороны. Так, для обращенного механизма передачи по рис. 16.1 имеем
В рассматриваемом обращенном механизме знак минус показывает, что колеса 2 и 3 вращаются в обратную сторону по отношению к колесу 1. 194
Разновидности планетарных передач
Существует много различных типов планетарных передач. Наиболее широко в машиностроении применяют однорядную планетарную передачу, схема которой показана на рис. 16.1. Эта передача конструктивно проста, имеет малые размеры. Находит применение в силовых и вспомогательных приводах. КПД передачи η = 0,96...0,98 при u = 3...8.
Подбор чисел зубьев планетарных передач
Рассмотрим последовательность подбора чисел зубьев на примере получившей наибольшее распространение планетарной однорядной прямозубой передачи (см. рис. 16.1).
Число зубьев z1 центральной шестерни 1 задают из условия неподрезания ножки зуба: z1 > 17 (см. § 11.10). Принимают z1 = 24 при Н < 350 НВ; z1 = 21 при Н<52 HRC и z1 = 17 при Н>52 HRC.
Число зубьев z1 неподвижного центрального колеса 3 определяют по заданному передаточному числу и из формулы (16.2):
Число зубьев Z2 сателлита 2 вычисляют из условия соосности, в соответствии с которым межосевые расстояния aw зубчатых пар с внешним и внутренним зацеплениями должны быть равны. Из рис. 16.1 для немодифицированной прямозубой передачи
где d=mz — делительные диаметры.
Так как модули зацеплений планетарной передачи одинаковые, то формула (16.5) принимает вид
Полученные числа зубьев z1, z2 и г3 проверяют по условиям сборки и соседства.
Условие сборки требует, чтобы во всех зацеплениях центральных колес с сателлитами имело место совпадение зубьев со впадинами, в противном случае собрать передачу невозможно. Установлено, что при симметричном расположении сателлитов условие сборки удовлетворяется, когда сумма зубьев центральных колес (z1 + z3) кратна числу сателлитов с = 2...6 (обычно с = 3), т. е.
Расчет на прочность планетарных передач
Расчет на прочность планетарных передач ведут по формулам для обычных зубчатых передач. Расчет выполняют для каждого зацепления. Например, в передаче, изображенной на рис. 16.1, необходимо рассчитать внешнее зацепление колес 7 и 2 и внутреннее — колес 2 и 3. Так как модули и силы в этих зацеплениях одинаковы, а внутреннее зацепление по своим свойствам прочнее внешнего, то при одинаковых материалах колес достаточно рассчитать только внешнее зацепление.
Расчет передачи ведут в последовательности, изложенной в § 13.6, со следующими отличиями.
Расчет начинают с подбора чисел зубьев колес: z1, z2, z3 [см. формулы (16.4-16.9)].
При определении допускаемых напряжений (см. § 12.5) коэффициенты долговечности ZN и YH находят по числу циклов NK перемены напряжений зубьев за весь срок службы при вращении колес только относительно друг друга.
Для центральной шестерни
(16.10)
где с —число сателлитов; LH — суммарное время работы передачи, ч; п', = nt –пH — относительная частота вращения центральной шестерни; nt и пH —частоты вращения центральной шестерни и водила, мин1. По п', вычисляют окружную скорость, по которой выбирают степень точности передачи и коэффициенты KHv, KFv. Для сателлитов
(16.11)
где n3 — число нагружений зуба за один оборот сателлита; п'г = п'1 z1/z2 — относительная частота вращения сателлита.
Зуб сателлита за один оборот нагружается дважды — в зацеплении с колесами / и 3 (см. рис. 16.1). Однако при определении числа циклов щ = 1, так как зуб работает с колесами / и 3 разными боковыми сторонами.
При определении допускаемых напряжений изгиба [a]F2 для зубьев сателлита вводят коэффициент YA, учитывающий двустороннее приложение нагрузки (симметричный цикл нагружения): У^ = 0,65; 0,75; 0,9 соответственно для улучшенных, закаленных ТВЧ (или цементованных) и азотированных сталей.
Межосевое расстояние планетарной прямозубой передачи для пары колес внешнего зацепления (центральной шестерни с сателлитом) определяют по формуле (см. § 13.4)
(16.12)
где и’ - z2/z1 — передаточное число рассчитываемой пары колес; Кс= 1,1... 1,2 — коэффициент неравномерности распределения нагрузки между сателлитами; Г, — вращающий момент на валу центральной шестерни, Нм; с —число сателлитов; ψba — коэффициент ширины венца колеса: ψba = 0,4 для Н< 350 НВ,ψba = 0,315при 350 НВ<Н<50 HRC,ψba = 0,25 для Н>50 HRC.
Ширина Ьъ центрального колеса 3 определяется по формуле b} = ybaaw.
Ширину Ьг венца сателлита принимают на 2...4 мм больше значения Ьъ, ширина центральной шестерни bt = l,lb2.