Эксплуатационные условия работы ГТС

Общие принципы технической эксплуатации ГТС.

Работоспособность водохозяйственных объектов зависит в значительной мере от условий их эксплуатации, ухода за ними, своевременного ремонта и реконструкции.

Удовлетворяя требованиям эксплуатации и ремонта, гидротехнические сооружения должны:

1-обладать надёжностью - выполнять возложенные на них функции в течение установленного срока службы при сохранении параметров в допустимых пределах,

2-быть ремонтнопригодными - их сооружения и элементы должны быть приспособлены к выполнению всех видов технического обслуживания и ремонта,

3- быть экономичными в период эксплуатации,

4-иметь эстетический архитектурный вид,

5-иметь обоснованные технические резервы.

Вопросы решаемые в процессе технической эксплуатации зависят от их состава, состояния, готовности, назначения, взаимосвязи, климатических, геологических, гидрогеологических, топографических условий и других факторов.

Основные задачи службы эксплуатации:

-обеспечение исправного состояния, нормальной безаварийной работы,

-ежедневное оперативное управление техническими устройствами гидроузла,

-систематическое выполнение визуальных наблюдений за состоянием сооружений и уход за ними,

-проведение измерений при помощи КИА, контроль за состоянием КИА,

-своевременная обработка и анализ полученных данных, наблюдений и измерений,

-своевременное устранение дефектов,

-выполнение ремонтно-восстановительных работ,

-обеспечение охраны окружающей среды.

Эксплуатационные условия работы ГТС.

Во время эксплуатации ГТС на них действует воздушная атмосфера, водная среда, волны, шуга, низкая и высокая температура, атмосферные осадки, ветры, солнечная радиация и сейсмические силы.

Воздушная атмосфера

Насыщение различными хим. соединениями и газами приводит к разрушению ГТС к коррозии металлов, к разрешению бетона и камня.

Водная среда

Оказывает на ГТС механические, физико-химические и биологические воздействия.

Механические воздействия:

-статические (давление льда, давление грунта, давление наносов)

-динамические (удары льда и плавающих тел)

-абразивные(разрушение камнем, сыпавшимся с откосов-пример)

Физико-химические воздействия (коррозия метала и бетона, разрушение бетона при замерзании и оттаивании и под действием агресивных вод)

Биологическое воздействие (гниение различных элементов, зарастание трубопроводов, обрастание отдельных частей сооружений моллюсками)

Волновые воздействия

Оказывают динамическое давление на элементы сооружений, а сочетание наката и нагона может привести к переливу через гребень.

Шуга и лёд

Шуга может забивать сечение русла реки образуя зажор при этом выше по сечению образуется подпор. Лёд скопившийся в зауженной части реки создаёт затор, ликвидация которого опасна, так как может привести к значительным навалам ледяных масс на сооружения. Удар льдин может привести к повреждению оборудования, уплотнений, быков, устоев, гасителей. Наличие шуга и льда затрудняет пропуск паводковых расходов, работу рыбопропускных сооружений.

Температура

Низкая-частичное или полное промерзание дренажных устройств, значительное раскрытие уплотнений, промерзание труб, снижение прочностных характеристик элементов выполненных из искусственых материалов(резина, пластмасса)

Высокая – температурные деформации металлических и бетонных частей сооружений, размягчение материала уплотнений швов.

Атмосферные осадки

Продолжительные ливни могут переполнить водохранилище => перелива через гребень, а также к размыву откосов.

Ветры и бури

Выводят из строя подъёмные механизмы.

Солнечная радиация.

Усиливает интенсивность таянья снега => степень нарастания паводка.

Отрицательно воздействует на различные искусственные материалы.

Сейсмические воздействия

В зависимости от бальности может причинить существенный ущерб в плоть до полного разрушения. При незначительном землетресении появляются трещины на элементах сооружений, перекосы и заклинивания затворов, нарушение конструкции дренажных систем.

3.Надёжность ГТС. Структура и организация ремонтно-восстановительных работ.

Надёжность ГТС- способность сооружений или отдельных его элементов выполнять свои функции без отказов в течении расчётного срока службы.

Основные показатели надёжности:

-конструктивная надёжность(прочность, устойчивость, водонепроницаемость, морозостойкость и др.)

-технологическая надёжность(напор, расход, объём воды в водохранилище, выработка электроэнергии, пропуск судов и др.)

-показатели архитектурного соответствия ( соблюдение арх. форм с учётом ландшафта, цвет, внешний вид и другой)

Надёжность ГТС определяется безотказностью, долговечность и ремонтопригодностью.

Безотказность характерезуется вероятность сооружения сохранять свою работоспособность в течение расчётного периода.

Долговечность-свойство сооружения сохранять свои эксплуатационные показатели в заданных пределах до момента выхода его из строя.

Ремонтопригодность-совокупность времени и стоимости необходимых для устранения повреждений или отказов.

Старение(износ)- потеря сооружениями требуемых эксплуатационных качеств. Старение бывает физическое(сооружение теряет свои первоначальные физико-технические свойства-прочность устойчивость морозостойкость и т д) и моральная(техническое несоответствие современным требованиям и современному уровню научно технического прогресса)

Структура и организация ремонтно- восстановительных работ.

Для поддержания ГТС в рабочем состоянии осуществляют систему планова-предупредительных ремонтов, предусматривающих проведение ухода за сооружениями текущего и капитального ремонтов, кроме того существует также аварийный ремонт.

Уход за сооружениями и текущий ремонт осуществляет эксплуатационный персонал гидроузла. При текущем ремонте( ежегодно) исправляются отдельные повреждения сооружений и мех оборудования без замены элементов конструкции.

Объёмы ремонтных работ и сроки их проведения определяют на основании дефектных актов, которые составляют специальные комиссии, осматривающие ГТС.

Капитальный ремонт осуществляют в соответствии с положением о проведении планово-предупредительного ремонта. При этом исправляют крупные повреждения и разрушения гидроузла, каналов, заменяют конструкции гидромеханического оборудования вследствие их износа, а также для повышения эксплуатационных характеристик.

Аварийные ремонты выполняются с момента выявления аварийного состояния, они обусловлены непредвиденными состояниями. Пример: ремонт разрушенного водобоя, отводящего подводящего канала, ликвидация крупных заторов или зажоров и т д.

Наши рекомендации