ТО и ТР смазочной системы и системы охлаждения двигателя

Система смазки - предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.

Обслуживание системы смазки двигателя:

заключается в систематической проверке уровня масла в картере, пополнении его до установленной нормы, проверке качества масла, очистке фильтров, смене фильтрующих элементов и отработавшего масла. Кроме того, необходимо периодически смазывать механизмы, имеющие самостоятельные смазывающие устройства: подшипники валика вентилятора, водяного насоса, генератора и приборов системы зажигания, а также периодически менять масло в масляной ванне воздушного фильтра. Изменение технического состояния системы смазки определяется ухудшением качества масла и снижением работоспособности агрегатов системы. Ухудшение качества масла в процессе эксплуатации происходит вследствие химической нестабильности масла и, следовательно, вследствие изменения его физико-механических свойств, а также загрязнения масла другими веществами.
В процессе работы двигателя масло загрязняется продуктами износа, а также абразивами, попадающими с топливом и воздухом через систему питания в камеры сгорания. Через не плотности в полость картера двигателя попадает пыль из окружающего воздуха. Поступая в камеры сгорания, она вызывает износ деталей и поверхностей, расположенных в верхней части цилиндров: верхней части зеркала цилиндров, верхних поршневых колец и канавок под кольцо. Кроме того, пыль, попавшая в масло, циркулирует вместе с маслом, способствуя износу деталей, к которым подается масло.

К основным неисправностям системы смазки относятся:

· Подтекание масла.

· Низкое давление в системе смазки.

Подтекание может произойти:

- из-за плохо затянутой сливной пробки;

- вследствие повреждения уплотнительных прокладок;

- по причине износа сальников.

Устранение:

- подтянуть сливную пробку;

- восстановить герметичность системы;

- изношенные детали заменить.

Низкое давление:

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ПЭР. 23.01.03.141.17.16. ПЗ  
- недостаточно масла в системе;

- используется плохое масло;

- подшипники коленчатого вала или детали масляного насоса износились.

Устранение:

Проверить уровень масла, при необходимости долить или поменять на качественное. Если есть утечки – устранить. Изношенные детали заменить.

Система охлаждения - предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ПЭР. 23.01.03.141.17.16. ПЗ  
.

Обслуживание системы охлаждения:определяют ее герметичность и тепловой баланс. Заключение о герметичности системы делают, убедившись при осмотре в отсутствии утечки охлаждающей жидкости при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля. О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверка производится с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости. Если температура двигателя удерживается в пределах 80–95°С при движении нагруженного автомобиля со скоростью 80–90 км/час, значит, система охлаждения обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме. Работоспособность радиатора определяют по разности температур охлаждающей жидкости в его верхней и нижней частях. Разность должна составлять от 8 до 12°С. Если она уменьшается, это свидетельствует о наличии накипи или загрязнения в трубках радиатора. Для автоматического регулирования температуры жидкости в системе охлаждения двигателя и ускорения прогрева после пуска служит термостат, работоспособность которого можно проверить без снятия его с двигателя и после его снятия с двигателя. Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха, а также открывает большой круг охлаждения, спасая двигатель при высоких температурах. При неисправном термостате двигатель долго прогревается до рабочей температуры, а затем перегревается. При неисправности термостата зимой также ухудшается обогрев салона.

Признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения:

Причина неисправности Метод устранения
Слабо натянут или разорван клиновый ремень водяного насоса Проверить натяжение ремня или натянуть ремень
Слишком мало жидкости в системе охлаждения Долить жидкость, в крайнем случае, воду из бачка стеклоомывателя
Провод указателя температуры замкнут на "массу" Отсоединить провод от датчика температуры, указатель должен вернуться в начальное положение и красная лампочка должна погаснуть, в противном случае имеется замыкание на "массу", проверить провода
Термостат не открывает приток холодной жидкости из радиатора (радиатор холодный) Снять термостат и продолжить движение без него, или же буксировать автомобиль
Вентилятор радиатора не включается Проверить термовыключатель
Неисправен предохранительный клапан на крышке расширительного бачка Проверить крышку, при необходимости заменить
Неисправен стабилизатор напряжения (только в том случае, если указатель количества топлива в бачке также дает неверные показания) Заменить
Неисправен указатель Проверить
Короткое замыкание в датчике температуры Заменить

Наши рекомендации