Система регулирования турбины

Выработка турбоагрегатом тепловой и электрической энергии должна совпадать с их потреблением. Одновременно необходимо под­держивать на заданном уровне параметры отпускаемой тепловой и электрической энергии. Обе эти задачи выполняет гидродинамическая система регулирования турбины.

Основным параметром электрической энергии является частота то­ка (50 ± 0,1 Гц). Если генерируемая в системе мощность окажется меньше потребляемой, то дефицит покрывается за счет изменения ки­нетической энергии всех вращающихся машин, работающих в системе





Система регулирования турбины - student2.ru

.у-"
(при этом частота будет снижаться). Напротив, частота возрастает, если генерируемая энергия превышает потребляемую. Для восстановления частоты до номинального значения необходимо непрерывно поддер­живать равенство между потребляемой и вырабатываемой энергией. Величина AN, на которую должна измениться мощность турбины при отклонении частоты на An от номинальной, определяется наклоном статической характеристики регулирования турбины ah (рис. 3.6). Чем положе характеристика, тем больше степень участия турбины в регулировании мощности.

Изменение электрической мощности турбины осуществляется из­менением расхода пара в турбину в соответствии с уравнением М, = D 0 Н пр п м rj г, где D 0 - расход пара в турбину; Япр - приведенное теплопадение; rj M г/ г - КПД механический и генератора. Тепловая энергия, отпускается потребителю с паром регулируе­мого отбора в соответствии с графиком тепловой нагрузки (не совпа­дающим с электрическим графиком). Количество отпускаемой теплоты Q = Du(hn-h'n)nn. где D п - расход пара в отбор; h п и h 'п - энтальпии пара отбора и его дренажа; ц „ - коэффициент тепловых потерь в теплообменниках.


Рис. 3.6. Статическая характе­ристика турбины

Рис. 3.7. Структурная схема регулирования турбины


Jt
u&f с>-(

и fjocf-x** Xе- ■}"<- *~°

1е*

Система регулирования конденсационной турбины с отбором пара должна обеспечивать независимое регулирование тепловой и электри­ческой нагрузки. Общий расход пара в турбину управляется клапанами ЧВД; регулирующие клапаны ЧНД изменяют пропуск пара в часть низ­кого давления и конденсатор (рис. 3.7). Суммарная мощность турбины

*э=лг,чвд+лгэчнд,

а расход пара в регулируемый отбор определяется разностью величин

Dn = D4Ba-DH,m. Рассмотрим механизм управления клапанами турбины при работе по электрическому и тепловому графику (табл. 3.1).

Таблица 3.1

График Работы Частота вращения П Мощ­ность /V, Давление в отборе Рп Тепловая нагрузка С?п Клапаны ЧВД Клапаны ЧНД
Электри­ческий Падает Возрастает Постоянное Постоянная Открытие Открытие
Возрастает I !алас1 Постоянное Постоянная Закрытие Закрытие
Тепловой Постоянная Постоянная Падает Втрастаст Открытие Закрытие
Постоянная Постоянная Возрастает I Ьласт Закрытие Открытие

Пусть, например, при работе по электрическому графику (тепловая нагрузка постоянна) частота в сети упала. Система регулирования должна действовать так, чтобы электрическая мощность турбины воз­росла и частота восстановилась. Для этого клапанам ЧВД следует пой­ти на открытие и увеличить пропуск пара в турбину. Одновременно должны открыться и клапаны ЧНД , иначе в отбор пойдет бо'льщее количество пара. С уменьшением электрической нагрузки обе группы клапанов ЧВД и ЧНД должны прикрываться.

При работе турбогенератора по тепловому графику электрическая мощность постоянна. С увеличением тепловой нагрузки давление в камере отбора падает, и в турбину должно быть подано большее коли­чество пара через клапаны ЧВД. Однако при этом возрастет №> ', и, чтобы сохранить электрическую мощность неизменной, следует уменьшить пропуск пара в ЧНД, прикрыв соответствующие клапаны. При уменьшении тепловой нагрузки клапаны ЧВД закрываются, а кла­паны ЧНД открываются.

Таким образом, при работе турбогенератора по электрическому графику клапаны ЧВД и ЧНД действуют согласно, т.е. в одном направ­лении - на закрытие или открытие. При работе по тепловому графику регулирующие клапаны действуют противоположно.

Принципиальная схема регулирования турбины приведена на рис. 3.8. Она включает главный масляный насос /. регулятор скорости 2. регулятор давления 18, сервомотор регулирующих клапанов ЧВД 9.



сервомотор регулирующих клапанов ЧНД 12, отсечные золотники б 15, управляющие сервомоторами.

Система регулирования турбины - student2.ru

Рис. 3.8. Принципиальная схема регулирования турбины

/-главный масляный насос; 2-регулятор скорости; 3-синхронизатор; ^-пру­жина регулятора скорости; 5-золотник регулятора скорости; 6-отсечной зо­лотник сервомотора ЧВД; 7-поршень золотника ЧВД; «-пружина золотника ЧВД; 9-сервомотор клапанов ЧВД; /fl-поршень сервомотора ЧВД; //-трубка обратной связи сервомотора ЧВД; /2-сервомотор клапанов ЧНД; /3-поршень сервомотора ЧНД; /4-трубка обратной связи сервомотора ЧНД; /5-отсечной золотник клапанов ЧНД; /б-поршень золотника ЧНД; / 7-пружина золотника ЧНД; /S-регулятор давления пара; /9-датчик давления пара; 20-золотник ре­гулятора давления пара; 21- пружина регулятора давления пара; 22-рукоятка управления датчиком давления пара

Элементы системы регулирования объединены гидравлическими связями, включающими линию силового масла давлением 0,59 МПа (напорная магистраль насоса), импульсную линию Л, управляющую

сервомотором клапанов ЧВД, импульсную линию М, управляющую сервомотором клапанов ЧНД, линии слива масла во всасывающий пат­рубок насоса (давлением 0,13 МПа).В обе импульсные проточные ли­нии Л и М масло поступает из напорной магистрали насоса через дрос­сельные шайбы, которые снижают давление в импульсной линии Л до 0,35 МПа, в линии М - до 0,25 МПа (в установившемся режиме рабо­ты). Слив масла из обеих импульсных линий направляется на всас на­соса через окна переменного сечения, расположенные в регуляторе скорости 2, регуляторе давления 18 и в устройствах обратной связи сервомоторов.

Все элементы системы регулирования и гидравлические связи объ­единены в единый блок, расположенный над передним подшипником турбины.

Регулятор скорости 2 (называемый также трансформатором дав­ления) служит для восприятия и усиления импульса по давлению масла, поступающего от масляного насоса. Сам регулятор скорости не в со­стоянии обеспечить усилие, необходимое для перемещения регули­рующих клапанов, поэтому между регулятором скорости и клапанами устанавливается цепь усиления сигнала, которая действует следующим образом. Главным элементом регулятора скорости является золотник 5, перемещающийся во втулке цилиндрического корпуса. В корпусе име­ются две пары окон, через которые происходит подвод и слив масла из импульсных линий Л и М на всас насоса.

Сечение сливных окон, а значит, и давление в импульсных линиях, зависит от положения золотника. В нижнюю торцевую полость золот­ника подводится масло из линии нагнетания насоса, а верхняя торцевая полость соединена со сливной линией. Возникающий в золотнике пе­репад давлений уравновешивается пружиной 4. С изменением числа оборотов ротора меняется перепад давлений на золотнике, вследствие чего он будет перемещаться до нового состояния равновесия. Переме­щение золотника, в свою очередь, изменит давление в импульсных ли­ниях Л и М (т.е. произойдет усиление регулирующего сигнала). Конст­руктивно золотник регулятора скорости выполнен таким образом, что при его перемещении давление в импульсных линиях Л и М изменяется в одинаковом направлении. Так, при движении золотника вверх сече­ние окон слива масла уменьшается и давление в линиях увеличивается, при движении вниз - сечение окон увеличивается и давление в линиях падает. Усилие пружины 4 можно изменять вращением маховика 3 вручную или дистанционно со щита управления. Одно и то же положе­ние золотника при разных степенях сжатия пружины будет достигаться при различном давлении под золотником, т.е. при разных оборотах ро­тора. Таким образом, пружина 4 вместе с регулирующим механизмом 5



52



служит синхронизатором, позволяющим изменять обороты турбины (на холостом ходу), или регулятором мощности (при работе в сети). В последнем случае воздействие на синхронизатор означает перемещение статической характеристики вверх или вниз параллельно самой себе (линии аЪ'н а'Ъ"ул рис. 3.6).

Регулятор давления 18 преобразует и усиливает сигнал, посту­пающий в систему регулирования из камеры отбора турбины. По кон­струкции регулятор давления аналогичен регулятору скорости. Он со­стоит из цилиндрического корпуса с окнами, через которые произво­дится подвод и слив масла из импульсных линий Л и М. Внутри корпу­са перемещается золотник 20. Пар из отбора турбины подается к дат­чику сильфонного типа 19, расположенному в нижней части регулято­ра. Сила давления пара на подвижное днище сильфона 19 передается снизу на золотник 18 и уравновешивается сверху натяжением пружины » 21. При неизменном первоначальном натяге пружины положение зо­лотника зависит только от давления пара. Перемещение золотника из­меняет сечение сливных окон и давление в обеих импульсных линиях, причем золотник регулятора давления (в отличие от золотника регуля­тора скорости), изменяет давление в линиях Л и М в противополож­ном направлении. Например, при увеличении давления пара золотник перемещается вверх, уменьшая сечение слива и линии Л и увеличивая сечение слива из линии М.

Для изменения количества или давления отбираемого пара на регу­ляторе давления установлен механизм управления 22, с помощью кото­рого меняется натяжение пружины, а значит и давление в импульсных линиях МиЛ.

Сервомоторы 9, 12 осуществляют перемещение регулирующих клапанов турбины. Они нужны для создания большого перестановоч­ного усилия на клапанах, необходимого для преодоления давления па­ра. Сервомотор представляет собой цилиндр с движущимся внутри поршнем. При подаче силового масла давлением 0,59 МПа в полость над поршнем и соединении полости под поршнем с областью пони­женного давления (сливом) поршень сервомотора перемешается вниз и открывает регулирующие клапаны. При подаче масла под поршень ре­гулирующие клапаны закрываются.

Подачей силового масла в сервомоторы управляют отсечные зо­лотники 6, 15, выполненные в виде цилиндров с движущимися внутри поршнями 7, 16. Через боковые окна цилиндров силовое масло может подаваться или в сервомоторы, или на слив - в зависимости от поло­жения поршней. К поршням снизу подводится масло из импульсных линий, а сверху давление масла уравновешивается пружинами 8, 17. При отсутствии регулирующего импульса поршни находятся в среднем

положении и перекрывают все окна. При этом сервомоторы неподвиж­ны. Движение сервомоторов происходит только при смешении порш­ней под действием изменившегося давления в импульсных линиях. То­гда в одну из полостей сервомоторов поступает силовое масло, а другая сообщается через отсечные золотники со сливной линией.

Таким образом, для управления самими отсечными золотниками не требуется большой перестановочной силы, но они управляют подачей в сервомоторы силового масла высокого давления, что позволяет полу­чить большое перестановочное усилие на сервомоторах.

Важным элементом любой системы регулирования является уст­ройство обратной связи, обеспечивающее устойчивость ее работы. Здесь обратная связь выполнена следующим образом. При движении поршни сервомотора не только перемещают регулирующие клапаны, но и воздействуют на давление в импульсных линиях (увеличивая или уменьшая слив масла из них через окна обратной связи //, 14). Это воздействие противоположно по направлению по отношению к перво­начальному регулирующему импульсу. В результате, как только регу­лирующие клапаны установятся в нужном положении, поршни отсеч­ных золотников возвратятся в среднее положение и подача масла в сервомоторы прекратится. Наступит новый установившийся режим работы турбины.

Рассмотрим действие системы регулирования при уменьшении электрической нагрузки. В этом случае возрастет частота вращения ротора и повысится давление масла в напорной магистрали, что вызо­вет перемещение вверх золотника 5 регулятора скорости 2. Золотник будет перемещаться вверх до тех пор, пока повышение давления не уравновесится противодействием пружины 4. В результате уменьшится сечение сливных окон из обеих импульсных линий Л и М и давление в них возрастет. Возрастание давления в импульсных линиях вызовет, в свою очередь, перемещение вверх поршней 7, 16 отсечных золотников 6 и 15. Отсечные золотники соединят линию нагнетания маслонасоса с нижними полостями сервомоторов, а линию всасывания - с верхними. Поршни сервомоторов пойдут вверх, прикрывая регулирующие клапа­ны ЧВД и ЧНД. Одновременно по мере движения поршней сервомото­ров будет увеличиваться сечение сливных окон обратной связи // и 14, давление масла в импульсных линиях Л и М будет падать, а поршни отсечных золотников 7,16 перемещаться вниз. В момент, когда давле­ние в импульсных линиях станет равно номинальному значению (0,35 и 0,25 МПа), прекратится подача масла в сервомоторы и их движение остановится. Наступит новый режим, соответствующий уменьшенному расходу пара в турбину и меньшей мощности.



При работе турбины по тепловому графику в случае уменьшения тепловой нагрузки повышается давление пара в камере отбора. Датчик давления сильфонного типа 19, установленный в регуляторе давления 18, сжимается и передвигает вверх золотник 20. При этом слив масла из импульсной линии Л уменьшается и давление в ней возрастет, а се­чение слива масла из импульсной линии М увеличивается и давление в ней упадет. В соответствии с этим поршень 7 отсечного золотника ЧВД сместится вверх, а поршень 16 золотника ЧВД - вниз. В результате сервомотор клапанов ЧВД пойдет вверх на закрытие клапанов, а сер­вомотор клапанов ЧНД будет перемещаться вниз, открывая клапаны. Действием обратной связи давление масла в линии Л уменьшится, а в линии М увеличится до номинальных значений, и поршни отсечных золотников снова окажутся в среднем положении. Произойдет пере­распределение мощности между ЧВД и ЧНД, электрическая мощность турбины останется прежней, а тепловая нагрузка уменьшится (прекра­тится рост давления пара в отборе).

В случае отключения генератора от сети при работе турбины с большим отбором пара произойдет следующее. Увеличится частота вращения ротора и регулятор скорости 2 подаст сигнал на закрытие всех клапанов турбины. При этом упадет давление в камере отбора, и регулятор давления 18 подаст сигнал на открытие регулирующих кла­панов ЧВД. Для компенсации сигнала регулятора давления 18 при­шлось бы допустить чрезмерное повышение частоты вращения ротора (и срабатывание автомата безопасности). Во избежание этого в регуля­торе скорости 2 предусмотрено дополнительное окно А, которое от­крывается при достижении частоты 3150 об/мин. Через это окно в им­пульсную линию Л поступит масло из напорной магистрали насоса, и давление в ней резко возрастет. В результате клапаны ЧВД быстро прикроются и последующее повышение частоты будет небольшим.

Гидродинамическая система регулирования турбины является свя­занной. Это означает, что при изменении одного из регулируемых па­раметров происходит изменение давления масла в обеих импульсных линиях и одновременное перемещение клапанов ЧВД и ЧНД. Благода­ря этому можно осуществлять независимую работу по электрическому или тепловому графику. В системе регулирования имеются две ступени усиления регулирующего импульса. Первая ступень - проточная (в регуляторе скорости и в регуляторе давления), вторая - отсечная (в отсечных золотниках сервомоторов).

Воздействием на синхронизатор 5 можно менять обороты ротора в пределах ± 5%, а мощность турбины - от нуля до 120 % номинальной. Регулятор давления рукояткой 22 позволяет менять давление пара в

отборе турбины в интервале 0,4 - 0,6 МПа или расход пара в отбор от нуля до номинального значения.

3.6. Система защиты турбины

Система защиты турбины предназначена для предупреждения воз­никновения или развития аварии. При авариях, приводящих к резкому возрастанию частоты вращения ротора, осевом сдвиге, вибрации и при неисправностях в системе регулирования необходимо быстро прекра­тить подачу пара в турбину, воздействуя на стопорный клапан на линии острого пара и на обратный клапан на линии отборного пара. При нор­мальной работе турбины стопорный и обратный клапаны полностью открыты. В открытом положении они удерживаются силой давления масла, которое подается под поршни сервомоторов клапанов из напор­ной магистрали 0,59 МПа. При срабатывании зашиты отсекается под­вод масла под поршни сервомоторов и одновременно открывается слив масла в бак, в результате чего происходит быстрое закрытие клапанов. Стопорный клапан используется и при нормальных режимах работы турбины, при пусках и остановах.

Другой способ защиты заключается в автоматическом включении резервных механизмов (насосов) от пусковых устройств, а также уста­новка предохранительных клапанов в выхлопном патрубке турбины. На рис.3.9 приведена схема, включающая защиту турбоустановки при сле­дующих нарушениях:

- недопустимом повышении частоты вращения ротора;

- недопустимом осевом сдвиге;

- снижении вакуума в конденсаторе;

- повышении давления в масляном клине упорного подшипника;

- падении давления масла на смазку подшипников;

- падении давления масла в системе регулирования.

При повышении числа оборотов ротора на 10-12 % больше номи­нального во всех вращающихся частях турбины возникают опасные напряжения, приводящие к поломке турбины. Защиту от недопустимо­го повышения оборотов ротора осуществляет автомат безопасности (рис.3.10), состоящий из двух предохранительных выключателей и золотника предохранительных выключателей. Датчиком, восприни­мающим повышение числа оборотов ротора, является предохранитель­ный выключатель, встроенный в расточку вала. Основной элемент пре­дохранительного выключателя - боек 3, удерживаемый пружиной 2. Центр тяжести бойка не совпадает с линией центра тяжести ротора, и при повышении частоты вращения ротора до 3300-3360 об/мин пру-





Система регулирования турбины - student2.ru

жина уже не может удерживать боек, он освобождается и выдвигается из расточки ротора на 6 мм. Выдвижение бойка приводит к удару по рычагу 7. Рычаг соскакивает с упора 6, и золотник 9 под действием освобожденной пружины / 7 перемещается вправо. При этом во втулке 10 перекрываются окна для подвода масла к сервомоторам стопорного и обратного клапанов и открываются окна для слива масла. В результа­те клапаны практически мгновенно закрываются.

\Щ\ Ш-, И;

Система регулирования турбины - student2.ru

J-I(Уде/щу&ю)



Рис. 3.9. Структурная схема защиты турбины

/-автомат безопасности; 2-реле осевого сдвига; 3-дистанционный выключа­тель; -/-сервомотор стопорного клапана; 5-сервомотор обратного клапана; 6— пусковос реле электронасоса; 7-аварийный электронасос; 8-главный масляный насос; 9-регулятор турбонасоса; /0-турбонасос Входные сигналы: а - частота вращения ротора: б - осевой сдвиг;

в - ручное воздействие на автомат безопасности; г — вакуум в конденсаторе; д - давление в масляном клине подшипника; е - дистанционное (с пульта ТЭЦ) отключение турбины.

Золотник предохранительных выключателей имеет также ручной выключатель, которым при необходимости можно прекратить подачу пара в турбину. Для этого имеется кнопка 14, нажав на которую толка­телем 12, выводят рычаг 7 из зацепления с упором б и, следовательно, отключают турбину (как при срабатывании защиты).

Реле осевого сдвига (рис. 3.11) защищает турбину от недопустимо­го сдвига ротора в сторону генератора. Причиной этого может быть выплавление или чрезмерный износ колодок упорного подшипника.

Рис. 3.10. Автомат безопасности

а -предохранительный выключатель, б -золотник предохранительных

выключателей /-втулка; 2-пружина; 3-боек; -/-штифт; 5-вал турбины; 6-упор; 7-рычаг; 8-валик: 9-золотник; /0-втулка с окнами; //-фланец; /2-толкатель; /З-винт сто­порный; /-/-кнопка ручного выключателя: /5-пружина толкателя; /б-колпак; /7-пружина золотника: /S-винт; /9-прокладка: 20-корпус подшипника; 21-

пружина рычага А - подвод масла высокого давления к стопорному и обратному клапану; Б - слив масла из стопорного и обратного клапанов в маслобак после сра­батывания защиты

В схеме защиты применяется реле индукционного типа РОС-6, в котором для измерения малых зазоров между проводниками использу­ется метод электромагнитной индукции. Импульсом для срабатывания реле служит смещение гребня упорного подшипника относительно ко­лодок,которое адекватно изменению зазора между концом вала и по­стоянным магнитом /. При увеличении зазора сверх допустимого зна­чения наводимая в обмотках ЭДС вызывает смещение соленоида вы­ключателя 5. Соленоид посредством механической системы воздейст­вует (ударяет) на кнопку 14 (см. рис. 3.10) золотника предохранитель-


ных выключателей. Далее все происходит как при ручном отключении турбины кнопкой 14.

Система регулирования турбины - student2.ru

Рис.3.11. Реле осевого сдвига

/-постоянный магнит: 2-усилитель: 3-индикатор осевого сдвига: 4-рсгу-лятор сигнала: 5-элсктромагнитный выключатель: б-золотник предохрани­тельных выключателей

Защиты турбины от недопустимого снижения вакуума в конденса­торе и от повышения давления в масляном клине упорного подшипника воздействуют на дистанционный выключатель 3 (рис. 3.9). При появ­лении сигнала от электроконтактного манометра электромагнит вы­ключателя перемещает свой золотник, в результате чего закрывается подвод масла к сервомоторам стопорного и обратного клапанов и тур­бина отключается. Дистанционный выключатель позволяет остановить турбину с ГЩУ ТЭЦ.

Защита от падения давления масла на смазку подшипников и в сис­теме регулирования обеспечивается включением резервного электро­насоса 7 и пускового турбонасоса 10 (см. параграф 3.4). Если давление масла продолжает падать и при срабатывании защиты (или если защита не срабатывает), то поршни сервомоторов стопорного и обратного кла­панов опускаются под действием пружин сами и турбина останавлива­ется.

Следует отметить, что возможны и другие аварийные ситуации, кроме перечисленных, при которых турбина должна быть немедленно остановлена машинистом.

3.7. Конденсатор паровой турбины

Конструкция двухходового конденсатора турбины № 1 приведена на рис. 3.12. Отработавший пар поступает в корпус конденсатора 3 че­рез горловину 5, имеющую фланец для присоединения к выхлопу тур­бины. В цилиндрической части конденсатора расположена система прямых охлаждающих труб /б, закрепленных с обеих сторон в трубных досках 2. По обе стороны трубной системы, между трубными досками и крышками корпуса 15 находятся водяные камеры 4 и8. Передняя водяная камера 4 делится перегородкой 19 на две части - верхнюю и нижнюю.

Охлаждающая вода по трубопроводу / поступает в нижнюю вход­ную часть передней водяной камеры 4, проходит по нижнему пучку труб и поступает в заднюю (поворотную) водяную камеру 8. Из пово­ротной камеры вода проходит по верхнему пучку труб в направлении, обратном первоначальному, после чего удаляется из верхней части пе­редней водяной камеры по трубопроводу 6. Пар, соприкасаясь с холод­ными наружными поверхностями трубок, конденсируется на них, отда­вая циркуляционной воде теплоту конденсации. Конденсация пара со­провождается образованием вакуума. Трубная система конденсатора компонуется отдельными группами ("островами") так, чтобы обеспе­чить равномерный подвод пара к трубкам и не допустить переохлажде­ния конденсата.

Конденсатор должен быть герметически плотным. Наличие даже небольших неплотностей приводит к подсосу воздуха, что снижает ва­куум и ухудшает процесс теплоотдачи. Для поддержания в конденсато­ре требуемого вакуума через патрубок 7 осуществляется непрерывный отсос воздуха эжекторами. Благодаря отсосу паровоздушной смеси в конденсаторе образуется постоянное движение потока пара от выхлоп­ного патрубка турбины к месту отсоса воздуха. Поскольку вместе с воздухом может быть удалено и какое-то количество пара, в месте от­соса воздуха часть трубной системы отделяют перегородками 17, обра­зуя воздухоохладитель 18. В этой части труб происходит более интен­сивная конденсация пара, поэтому к патрубку отсоса поступает воздух с незначительной примесью пара.

Из конденсатосборника 13 конденсат откачивается насосами через теплообменники в деаэратор. Конденсатор оборудуется водоуказатель-ными приборами и регулятором уровня: снижение уровня конденсата может привести к срыву работы насосов, превышение - к затоплению нижних трубок и переохлаждению конденсата.

Водяные камеры конденсатора разделены вертикальной перего­родкой на две половины с отдельным подводом и отводом охлаждаю-





Система регулирования турбины - student2.ru

Рис. 3.12. Конденсатор турбины № 1

/-патрубок входа охлаждающей воды; 2-трубные доски: 3-корпус; -/-передняя водяная камера: 5-горловина конденсатора; 6-патрубок входа охлаждающей воды; 7-отвод паровоздушной смеси; S-задняя водяная камера; 9-воздушный желоб; /fl-воздушный коллектор; //-опора конденсатора; /2-указатель уров­ня; /3-кондснсатосборник; /-/-смотровой люк; /5-полукрышка корпуса; 16-

трубная система; /7-щит паровой; /8-воздухоохладитель: / 9-перегородка водя­ной камеры

щей воды. Это позволяет поочередно проводить чистку "на ходу" внут­ренних поверхностей трубок без останова турбины, но при сниженной нагрузке.

Поскольку конденсатор не рассчитан на избыточное давление, он снабжается предохранительным атмосферным клапаном, установлен­ном на горловине конденсатора. Предохранительный клапан срабаты­вает при увеличении избыточного давления до 0,059 МПа.

Выхлопной патрубок турбины и горловина конденсатора соедине­ны жестко сваркой без компенсатора, а для компенсации вертикальных температурных перемещений служат четыре пружинных опоры.

Основные технические данные конденсатора турбины №1

1. Расчетный расход пара, т/ч........................................................... 22.7

2. Расход охлаждающей воды, т/ч.................................................... ... 1850

3. Номинальная температура охлаждающей воды. °С..................... 20.0

4. Диаметр трубок, мм......................................................................... .. 19/17

5. Число трубок, шт............................................................................. 2266

6. Поверхность охлаждения, м2........................................................... .. 540

7. Давление в конденсаторе (при условиях пп. 1-3 ). МПа. .. 0.005

Наши рекомендации