Диагностические параметры двигателей

Эффективная мощность двигателя, удельный расход топлива

Эффективная мощность двигателя (Nе) — мощность, снимае­мая с вала двигателя и представляющая собой разность между индикаторной мощностью (Ni) и механической мощностью (Nт),затрачиваемой на преодоление сил трения в двигателе и привод вспомогательных агрегатов.

Исследования показали, что около 30 % автомобилей экс­плуатируются со значительным недоиспользованием мощности двигателя и перерасходом топлива. В большинстве случаев поте­ри мощности можно устранить простыми средствами.

Экономичность двигателя определяется по расходу топлива на автомобиле с исправной ходовой частью и прогретым дви­гателем при скорости движения 60—90 км/ч на участке 3—5 км сухого и ровного асфальтированного шоссе, при этом сопос­тавляются результаты двух заездов в противоположных направ­лениях. Топливо подается в двигатель из специального мерного бачка. Полученные результаты (среднее значение) сравнивают с данными технической характеристики автомобиля и, если расход топлива превышает допустимый на 10 %, определяют причины повышенного расхода топлива и устраняют неисправ­ности.

Причинами снижения давления масла в главной масляной магистрали могут стать: недостаточный уровень масла в карте­ре двигателя, его разжижение, изнашивание подшипников ко­ленчатого и распределительного валов, течи масла, изнашива­ние деталей масляного насоса, неправильная регулировка ре­дукционного клапана или зависание последнего в открытом состоянии.

Повышенное давление масла в главной магистрали может быть вызвано следующими причинами: применение масел с большей вязкостью, чем предусмотрено заводом-изготовителем; заедание редукционного клапана в закрытом положении; засорение мас­ляной магистрали.

Расход масла на 100 км пробега автомобиля определяется по формуле

g = 100(Q1 – Q2 – Q3)/S

где Q1- количество залитого в двигатель свежего масла; Q2 - количество масла, доливаемого в двигатель между очередными заменами масла; Q3 — количество слитого из двигателя отрабо­тавшего масла; S — пробег автомобиля.

При этом температура сливаемого из картера масла должна быть не менее 60 °С, а продолжительность слива - не менее 10 мин. При необходимости быстрого определения эксплуатаци­онного расхода масла можно ограничиться пробегом в 200 км при равномерном движении со скоростью 50—60 км/ч.

Если эксплуатационный расход масла превышает 200 г на 100 км пробега, необходим ремонт цилиндропоршневой группы двигателя (например, замена поршневых колец поршней).

Содержание вредных веществ в отработавших газах

По составу отработавших газов автомобиля можно судить о полноте сгорания топлива, техническом состоянии цилинд­ропоршневой группы двигателя, системы питания и зажигания. В состав отработавших газов автомобиля входят различные вред­ные компоненты: азот, окиси углерода, которые являются ре­зультатом неполного сгорания топлива. По их количеству можно судить о техническом состоянии двигателя в целом. При диагно­стике двигателя в первую очередь определяют содержание СО в отработавших газах.

Наибольший выброс СО происходит при работе двигателя на режимах холостого хода и разгоне автомобиля. Большое значе­ние имеет состав горючей смеси.

Дымность отработавших газов зависит от количества сажи (С) и оценивается по оптической плотности, которая определя­ется по количеству света, поглощаемого дисперсными частица­ми. Для определения дымности ОГ используют газоанализатор-дымомер АВТОТЕСТ-01 СО-СН-Т-Д (рис. 11.3, а) измери­тель дымности ОГ МД-01 (рис. 11.3, б), портативный измеритель дымности МЕТА-01 МП.01-RS232 (рис. 11.3, в), который удобен при труднодоступных системах выпуска отработавших газов, дымомер для экспресс-контроля ОГ ДО-1 (рис. 11.3, г).

Диагностические параметры двигателей - student2.ru

Дымность измеряется на двух режимах работы двигателя - на холостом ходу и увеличении частоты вращения коленчатого вала до максимальной. Температура отработавших газов не должна быть ниже 70o С.

В табл. 11.1 приведены неисправности и их влияние на тех­ническое состояние автомобиля.

Таблица 11.1. Неисправности и их влияние (относительное увеличение в %) на расход топлива и содержание СО и СХНУ в ОГ

Наши рекомендации