Организационно-методические указания. 1. При организации упражнений активность и быстроту атакующих действий увеличивать
1. При организации упражнений активность и быстроту атакующих действий увеличивать постепенно по мере усвоения занимающимися сущности изучаемого защитного взаимодействия.
2. В поточных упражнениях в движении строго регламентировать начало перемещения очередной группы игроков и границы используемой для противодействия части площадки, чтобы избежать непредвиденных столкновений.
3. При выполнении заданий с атакой в одну корзину смену ролей производить поточно после каждой атаки или после серийного выполнения защитных взаимодействий каждой группой игроков.
4. Варьировать исходные позиции и направление взаимодействий в нападении, а соответственно и в защите.
5. В упражнениях с последовательной атакой в обе основные корзины в ситуации численного меньшинства защитников перед нападающими поощрять успешные действия обороняющихся начислением премиальных очков постоянным командам или предоставлением возможности отличившемуся защитнику заменить в группе атакующих нападающего, виновного в потере мяча или в неудачном завершении атаки.
6. При выполнении подстраховки:
- нацеливать игроков на постоянную готовность оказать помощь партнеру, опекающему нападающего с мячом или выходящего на выгодную позицию для получения атакующей передачи в непосредственной близости от корзины;
- упреждать прорыв оборонительных построений своевременным смещением обороняющихся с дальней от мяча стороны площадки в направлении возможной атаки соперника;
- непрерывно контролировать ситуацию на площадке, подсказывать партнерам о готовящихся действиях нападающих и своевременно оказывать взаимопомощь.
7. При выполнении переключения:
- стремиться осуществлять только равноценный обмен нападающими;
- при первой возможности мгновенно восстанавливать контроль над «своими» подопечными;
- защитнику, имеющему лучший визуальный контроль над ситуацией на площадке, своевременно подавать сигнал о начале взаимодействия;
- смену подопечных производить быстро, не давая нападающим времени на получение позиционного преимущества.
8. При выполнении проскальзывания:
- защитникам контролировать позиционные перемещения нападающих, быть готовым к упреждающим противодействиям;
- реагировать на начало движения соперника, стремиться прорваться за своим подопечным между двумя нападающими;
- в условиях, если у защитника ограничен обзор за ситуацией, партнер должен своевременно сигнализировать ему о готовящемся взаимодействии нападающих;
- проскальзывание осуществлять защитнику, следующему за нападающим с мячом или за игроком, получающим мяч; партнеру вовремя отступать с последующим восстановлением позиции.
9. При организации группового отбора:
- теснить дриблера к боковой линии или в угол площадки; добиваться его остановки или поворота спиной к направлению атаки;
- мгновенно брать дриблера в «тиски» прессинга, действовать смело и агрессивно — «на грани фола»;
- провоцировать поперечные или продольные передачи с навесной траекторией полета мяча;
- действовать с установкой не на отбор мяча, а на принуждение соперника к совершению технической ошибки, нарушения правил владения мячом или выполнения передачи «для перехвата».
10. При защите в численном меньшинстве:
- преднамеренно направлять мяч в сторону слабого нападающего или в сторону меньшего числа атакующих;
- быстро восстанавливать оборонительные позиции по принципу зонной защиты и благодаря взаимной подстраховке;
- добиваться выполнения соперниками большого количества передач, возвращения мяча назад и выполнения дальних неподготовленных бросков.
11. При организации «треугольника отскока»:
- своевременно блокировать своих подопечных на дальних подступах к корзине;
- действовать с установкой: «Сначала соперник — затем мяч»;
- лишать нападающих возможности свободно маневрировать в непосредственной близости от корзины и опережать их при движении к мячу.
12. В условиях игрового противоборства занимающимся строго
выполнять установки педагога, который в свою очередь должен
поощрять успешное использование изученных групповых такти
ческих взаимодействий в защите.
Основные ошибки при выполнении групповых тактических действий в защите.
1. Несвоевременность и несогласованность взаимодействий: отсутствие взаимопонимания между партнерами по защите — нападающие получают позиционное преимущество.
2. Запаздывание с подстраховкой: страхующий начинает действовать, когда его партнер уже обыгран, — нападающий получает возможность результативно завершить обыгрыш защитника «один в один».
3. Неравноценный размен нападающих при переключении: низкий защитник переключается на высокорослого и наоборот, или наблюдается несоответствие в уровне мастерства вновь образованных пар противоборствующих — атакующие могут успешно использовать полученное преимущество для атаки через «слабое звено» в защите.
4. Плохой визуальный контроль над складывающейся на площадке ситуацией со стороны защитника, находящегося в более выгодной для наблюдения позиции, или отсутствие его сигнализации партнеру о готовящемся взаимодействии нападающих: защитник увлекся индивидуальными действиями и опекает исключительно своего подопечного — обороняющиеся не готовы к эффективному взаимодействию.
5. Нерациональная последовательность перемещений защитников при проскальзывании: игрок, опекающий соперника, владеющего мячом или получающего его, выполняет отступание вместо проскальзывания, а его партнер — наоборот; или оба обороняющихся совершают один и тот же маневр, сталкиваясь между собой, — нападающий получает большую свободу действий и освобождается от опеки защитника.
6. Вялые действия при организации группового отбора, отсутствие агрессивности и уверенности: защитники не успевают «захлопнуть ловушку» — дриблер обыгрывает сразу двоих обороняющихся или «отрезает» их быстрой передачей мяча партнеру «на ход».
7. Не в меру активная «игра в мяч» с внутренней установкой на непременный отбор мяча после остановки дриблера: преобладание у защитника «хватательного» рефлекса над разумным расчетом на создание предпосылок для совершения нападающим технической ошибки — большая вероятность получения необоснованного персонального замечания.
8. Позиционная ошибка в исходном расположении защитников при игре в численном меньшинстве: защитники располагаются в одну линию поперек площадки — выход нападающего за спину защитникам и своевременная передача мяча вперед «отрезают» всех обороняющихся от дальнейшей возможности воспрепятствовать развитию голевой атаки.
9. Преждевременная попытка остановить развитие атаки при численном превосходстве нападающих: защитник пытается остановить дриблера вдали от корзины — в случае передачи мяча вперед он выключается из борьбы, тем самым облегчая соперникам задачу результативного завершения атаки.
10. Неэффективная организация «треугольника отскока» при борьбе за подбор мяча на своем щите: отсутствуют согласованные блокирующие действия обороняющихся, защитники поворачиваются лицом к корзине одновременно с выпуском мяча нападающим — атакующие имеют возможность беспрепятственно оббежать защищающихся и свободно овладеть мячом.