Теоретические предпосылки. Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды

Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды. Тактически оправданными считаются только те из них, которые подготовлены всеми предшествующими действиями иг-

роков, выполняются из выгодных позиций в ситуации, когда парт­неры готовы участвовать в борьбе за отскочивший мяч, или брос-ковое движение провоцирует соперников на ошибку.

Нападающий, завершающий атаку, выбирает способ броска мяча в зависимости от сложившейся на площадке ситуации: соб­ственной удаленности от корзины, расположения соперников, а также от индивидуального объема и уровня владения техникой бросковых движений. Успешность бросков требует надежного вос­произведения рациональной и стабильной техники избранного ва­рианта броска мяча.

На современном этапе развития игры господствует бросок мяча одной рукой, выполняемый в безопорном положении. Однако, чем шире диапазон освоенных бросковых движений, тем больше возможно­стей у нападающего переиграть защитника.

Оптимальной для совершения результативного броска мяча счи­тается ситуация, когда благодаря действиям партнеров либо за счет индивидуальных усилий при обыгрывании защитника бросок вы­полняется без каких-либо помех со стороны противника и с до­ступной дистанции. Однако создать такие условия в игре удается весьма редко. Большинство атак завершается с преодолением опреде­ленной активности соперников. Особенно характерным это стано­вится по мере приближения к щиту. При завершении атаки в непо­средственной близости от корзины используют дальнюю от соперни­ка руку, а дистанционные броски мяча принято выполнять сильней­шей рукой.

Чтобы избежать накрывания бросков высокорослым защитни­ком, предварительно выполняют финт на бросок или зашагива-ние, посылают мяч по искусственно измененной траектории или укорачивают время его выпуска. При броске мяча в движении для обыгрыша опекуна перекладывают мяч с руки на руку по ходу двух-шажного разбега или выпускают мяч на первом шаге разбега.

Для получения преимущества в единоборстве используют броски мяча с поворотом или с отклонением туловища назад. Эффектив­ными также являются, предшествующий дистанционным броскам мяча в прыжке финт на проход вышагиванием с быстрым возвра­щением в и.п., уход от защитника с использованием скрестного шага или поворота в сочетании с одноударным ведением или рез­кая, неожиданная остановка после скоростного прохода.

В случае отскока мяча от щита или кольца при неудачном брос­ке очень эффективно добивание мяча в корзину одной или двумя руками в прыжке. Преимущество отдается добиванию одной ру­кой, которое позволяет достать мяч в более высокой точке.

Чтобы позиционно обыграть защитника и первым установить контроль над мячом в воздухе, нападающему необходимы: хоро­шо развитое интуитивное чувство, быстрота действий и достаточ­ный уровень развития скоростно-силовых качеств, умелое исполь-





Теоретические предпосылки. Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды - student2.ru Теоретические предпосылки. Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды - student2.ru Теоретические предпосылки. Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды - student2.ru Теоретические предпосылки. Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды - student2.ru Теоретические предпосылки. Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды - student2.ru зование финтов. Решающее значение имеет умение определить вероятное направление отскока на основе знания существующих закономерностей и собственного игрового опыта, а также расчет момента выпрыгивания: мяч следует добивать в верхней точке прыжка. Для этого, «отвоевав» у защитника выгодную позицию в зоне возможных отскоков, игрок должен находиться на оптимально согнутых («заряженных» на прыжок) ногах и обязан удерживать руки на уровне плеч с пальцами, направленными вверх. В корзину мяч направляется резким толчком кисти и пальцев.

И наконец, одним из самых важных слагаемых результативных действий при добивании мяча считается постоянный настрой игрока на борьбу под щитом соперника. Действовать надо так, будто неточ­ным ожидается каждый потенциальный бросок.

Обучение индивидуальным тактическим действиям с использо­ванием бросков мяча в корзину.

1. Объяснение и показ разновидностей бросков мяча в корзину в конкретной игровой ситуации.

2. Чередование разновидностей позиционных бросков мяча с места и в прыжке с разных точек по отношению к щиту.

3. То же, но в сочетании с остановкой (на шагах, в прыжке или комбинированным способом) после получения мяча от партнера в движении.

4. То же, что в упр. 2, но в сочетании с остановкой после веде­ния мяча.

5. То же, что в упр. 3, 4, но с изменением способа броска мяча, дистанции и расположения по отношению к щиту после каждого броскового движения.

6. Выполнение разновидностей бросков мяча с близкой дис­танции (в пределах трехсекундной зоны) после вышагивания с места.

7. То же, но после предшествующего вышагиванию овладения мячом в движении и остановки: после собственного набрасыва­ния, после передачи партнера, после ведения мяча.

8. То же, что в упр. 6, 7, но чередуя и. п. относительно корзины перед началом вышагивания: стоя лицом, боком, спиной к щиту.

9. То же, но в сочетании с поворотами на месте после оста­новки.

10. Непрерывное выполнение бросков мяча поочередно правой
и левой рукой из-под щита с двухшажным ритмом работы ног:
овладевая мячом после его подбора, игрок без пауз совершает
бросок мяча в движении с отскоком от щита то справа, то слева
от корзины.

11. Выполнение разновидностей бросков мяча в движении
(сверху, над головой, снизу) с получением его от партнера, варь­
ируя собственное и. п., направление выхода и свое расположение
относительно щита в момент выпуска мяча, а также и. п. передаю-

щего партнера: броски после встречных, диагональных, боковых и поступательных передач под различным углом к щиту.

12. Выполнение разновидностей бросков мяча после его веде­ния, чередуя и. п. и направление прохода-броска.

13. Выполнение разновидностей бросков мяча с места, в прыж­ке, в движении и после ведения мяча в сочетании с предшеству­ющим финтом: на проход; на передачу; на бросок.

14. Серийное добивание мяча в щит одной и двумя руками, направляя его в корзину завершающим касанием.

15. Добивание мяча в корзину после его отскока при бросках, совершаемых партнером с различных позиций по отношению к щиту.

16. Непрерывное выполнение подбора-добивания мяча в кор­зину из-под щита в условиях пассивного противодействия защит­ника: в течение ограниченного отрезка времени или до заданного количества забитых мячей.

17. То же, но в условиях жесткого противоборства между двумя баскетболистами: добивание совершает любой игрок, овладевший мячом, а соперник активно противодействует ему и т.д.

18. Многократное воспроизведение разновидностей бросков мяча с места, в прыжке, в движении и после ведения, добивания мяча в корзину в единоборстве с пассивным, а затем активным защит­ником в заданной игровой ситуации.

19. То же, но в сочетании с другими индивидуальными техни­ко-тактическими действиями, предшествующими бросковым дви­жениям: выходом, ловлей, поворотами, передачей, ведением мяча (по мере их освоения).

20. То же, что в упр. 18, 19, но в условиях разнообразных сбива-щих факторов: утомления, разнообразных шумовых эффектов, резмерно жесткого противодействия.

21. Вариативное выполнение разновидностей бросков мяча в вменяющихся ситуациях игрового противоборства: в игровых за-аниях, в подготовительных и учебных играх.

Наши рекомендации