Модель абсолютно жесткого твердого тела

(кинематический принцип)

Инженерные расчеты прочности сварных конструкций, которые были ранее рассмотрены в курсе «Проектирование сварных конструкций» при расчетах на статические нагрузки не учитывают в явном виде такие негативные проявления сварочных процессов, как появление концентрации напряжений (КН) в шве.

Причины, вызывающие концентрацию напряжений и методы уменьше­ния их вредного влияния, были также рассмотрены ранее.

Однако непосредственное использование КН в расчетах представляет очень серьезную задачу, т.к. труд­но учесть большое количество факторов (свойства материала, технологию сварки, дефекты швов и т.п.), влияющих на КН в достаточно простых расчетах, доступных для специалистов на инженерном уровне. Поэтому, для достаточно пластичных материалов типа стали Ст 3 инженерный метод расчета исходит из модели абсолютно жесткого твердого тела в предположении достаточного за­паса пластичности в местах концентрации, и коэффициент концентрации на­пряжения не учитывается.

Рассмотрим пример присоединения пластины к листу (рисунок 2.9), которая нагружена нормальной силой N и изгибающимся моментом М. Величина на­хлестки -l ; швы угловые с катетом К. Расчет швов проводится на срез по каса­тельным напряжениям t; сварка ручная дуговая, поэтому коэффициент b = 0,7.

Модель абсолютно жесткого твердого тела - student2.ru

Модель абсолютно жесткого твердого тела - student2.ru

где Ip - момент инерции (полярный) расчетного сечения сварных швов, rmax – расстояние от центра тяжести соединения до наиболее удаленной точки.

Iр зависит от катета шва и длины швов.

Модель абсолютно жесткого твердого тела - student2.ru

Рисунок 2.9 – К примеру расчета

Как следует из методики расчета, определяются средние напряжения tN, tM в шве в предположении, что они распределяются по длине швов равно­мерно (для определения tN) или по линейному закону (для tM – напряжения прямо пропорциональны расстоянию от точки «О» - центра тяжести швов).

Однако, на самом деле распределение напряжений по длине фланговых швов неравномерно (рисунок 2.10).

Напряжения от действия момента также не соответствуют полностью принятой модели. Это связано с тем, что при нагружении (реальном) в отличие от модели абсолютного жесткого (недеформируемого) твердого тела имеют место упругие деформации eу и пластические eпл., которые влияют на распре­деление напряжений в шве. Так, например, во фланговом шве при осевом нагружении деформация сосредоточена на базе l:

Модель абсолютно жесткого твердого тела - student2.ru

а для лобового шва на базе К, которая значительно меньше l:

Модель абсолютно жесткого твердого тела - student2.ru.

Модель абсолютно жесткого твердого тела - student2.ru

Рисунок 2.10 – Распределение напряженицй по длине флангового шва

Однако, перемещение точек на границе лобового и флангового швов должно быть одинаково. Это приводит к тому, что DK по величине должно приближаться к Dl. Т.е., при одинаковой абсолютной деформации и разной базе eл>eф.

Следовательно,

sл=eлЕ>sф=eфЕ,

где Е - модуль упругости.

В результате лобовой шов будет перегружен.

Поэтому в инженерных расчетах накладываются ограничения на соотношения длин лобовых и фланговых швов, и лобовые швы в расчетах не учитываются, если 1>0,б7h.

Длина фланговых швов также не должна превышать 50К (1<50К). Дан­ные расчеты справедливы для пластичных материалов типа сталей Ст 3 в обычных ус­ловиях эксплуатации.

Применение материалов средней и высокой прочности, а также особые условия эксплуатации (низкие температуры, агрессивные среды и др.) вызыва­ло ряд неожиданных разрушений сварных конструкций, хотя по расчету они должны были работать (газопроводы высокого давления, крупнотоннажные суда и др.). В связи с этим традиционный подход оказывается не всегда вер­ным. Возникла необходимость в учете концентрации напряжений и, кроме то­го, концентрации деформаций при статической нагрузке. При переменных на­грузках результаты испытаний и методики расчета одних швов нельзя обоб­щать и переносить на другие.

В настоящее время объяснение механизма внезапных хрупких разруше­ний конструкций возможно с применением линейной механики разрушения.

Наши рекомендации