Нормирование непотопляемости промысловых судов
Правила классификации и постройки морских судов (часть V) Российского Регистра Судоходства по непотопляемости распространяются на промысловые суда длиной 100 м и более. Суда меньших размеров Регистр рекомендуется конструировать так, чтобы для обеспечения непотопляемости осуществлялось возможно лучшее деление их на отсеки. Так, например, непотопляемость промысловых судов при длине их более 100 м (большие рыболовные траулеры) или меньшей длины с экипажем более 50 человек, обеспечена при затоплении одного любого отсека. Меньшие суда (средние траулеры и сейнеры) также непотопляемы при затоплении одного любого отсека, кроме машинного отделения, длина которого из условия размещения механизмов больше предельной длины затопления.
Деление судна на отсеки считается удовлетворительным, если, во-первых, фактический индекс деления А будет не меньше требуемого индекса R (А R) и, во-вторых, посадка и остойчивость аварийного судна соответствует требования Регистра. Фактический индекс деления А зависит от вероятностей затопления отсека (группы смежных отсеков) и сохранение судна после затопления этого отсека (группы смежных отсеков). Вероятность затопления отсека зависит от его протяженности, положения по длине судна и закона распределения пробоины. Вероятность сохранения судна после затопления от-
сека в результате аварии, определяется аварийной остойчивостью и осадкой.
Требуемый Регистром индекс деления R зависит от назначения судна, его длины и количества людей на судне. Учитывается также опасность загрязнения окружающей среды при затоплении судна. По этой причине танкеры имеют больший требуемый индекс, чем сухогрузные суда. Минимальное значение индекса R для промысловых судов составляет 0,51.
В соответствии с Правилами Регистра при расчете остойчивости и посадке аварийного судна должны приниматься следующие размеры пробоины: протяженность по длине - 0,33L2/3 или 14,5 м (в зависимости от того, что меньше); протяженность по ширине (глубина повреждения) - 1/5 ширины судна на уровне самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки; размер по вертикали - от основной плоскости неограниченно вверх.
Правила Регистра предъявляют к остойчивости и посадке аварийного судна требования, позволяющие ему обеспечивать некоторый уровень мореходности. Начальная метацентрическая высота судна в конечной стадии затопления, должна быть не менее 0,05 м. Угол крена в конечной стадии несимметричного затопления до принятия мер по спрямлению судна не должен превышать 200, после спрямления -120. Диаграмма статической остойчивости аварийного судна должна иметь максимальное плечо статической остойчивости не менее 0,1 м и протяженность участка с положительными плечами не менее 300 при симметричном и 200 при несимметричном затоплении.
Аварийная ватерлиния должна проходить ниже палубы переборок. В процессе и до спрямления судна она должна находиться, по крайней мере, на 0,3 м ниже отверстий в переборках, палубах и бортах, через которые возможно дальнейшее распространение воды по судну.
Для оценки состояния судна после затопления помещений и принятия необходимых мер по сохранению поврежденного судна, используют “Информацию об аварийной посадке и остойчивости судна”.
Информация должна содержать:
- сведения о судне, схематический чертеж его продольного разреза, планов палуб и двойного дна, а также характерных поперечных сечений с указанием всех непроницаемых переборок и выгородок,
отверстий в них, характера закрытий этих отверстий и приводов, а также схем систем, используемых при борьбе за живучесть судна;
-сведения, необходимые для поддержания остойчивости неповрежденного судна, достаточной для того, чтобы оно могло выдержать самое опасное расчетное повреждение;
- сводку результатов расчетов симметричного и несимметричного затоплений (для типовых вариантов нагрузки), в которой должны быть приведены данные об исходной и аварийной осадке, крене, дифференте и метацентрической высоте как до, так и после принятия мер по спрямлению судна или улучшению остойчивости, а также рекомендуемые меры для этого;
- сведения по конструктивному обеспечению деления судна на отсеки, использованию аварийных средств, устройств для закрытия отверстий, а также вытекающие из особенностей судна возможные последствия, рекомендуемые и запрещенные действия экипажа при эксплуатации и аварии судна.
Глава 10
Сопротивление воды движению судна
Общие сведения
Способность судна перемещаться с заданной скоростью под действием приложенной к нему движущей силы, создаваемой судовыми движителями или внешней тягой, называется ходкостью.
Ходкость обеспечивается судовой энергетической установкой и движителем, создающими силу тяги, которая передается на корпус и преодолевает сопротивление движению судна.
Судовой движитель - устройство, преобразующее работу двигателя (или естественного источника энергии) в движение транспортного средства.
При проектировании судна стремятся получить заданную скорость хода при наименьшей затрате мощности двигателей за счет выбора оптимальных характеристик корпуса и движителей.
С точки зрения ходкости основной интерес представляет прямолинейное движение судна с постоянной скоростью v. Чтобы обеспечить такое движение, сила тяги судового движителя Ре должна
быть равна по величине и противоположная по направления силе буксировочного сопротивления R движению судна:
Ре = R,
или Ре v = R v.
Полезная мощность, развиваемая движителем называется буксировочной мощностью Nб (EPS), затрачивается на преодоление сопротивления R:
Nб = R v (кВт).
Мощность, которую необходимо подвести от двигателя к судовому движителю для создания им требуемой тяги, называется валовой мощностью или мощностью на гребном валу Nр:
Nр = Nб/ηд,
где ηд - пропульсивный коэффициент движителя, который равен произведению коэффициента полезного действия движителя - ηр на коэффициент влияния корпуса ηк (§11.7.4.), зависящий от формы кормовых обводов, расположения гребного винта и ряда других факторов. Для современных судов: ηр = 0,50 0,75, ηк = 0,95 1,10.
Мощность, вырабатываемая главным двигателем, определяется по формуле Nе:
Nе = Nб/ηд ηв ηп = Nб/η,
где ηв- коэффициент полезного действия валопровода (0,95 0,99);
ηп - коэффициент полезного действия передачи (редуктора, гидромуфты и т.п.), ηп = 0,94 0,98;
η - пропульсивный коэффициент судна.
Чем выше пропульсивные качества судна, тем меньше требуется мощность двигателя для обеспечения заданной скорости хода, тем совершеннее судно с точки зрения ходкости.
Для приближенной оценки мощности двигателя, необходимого для обеспечения заданной скорости, можно использовать формулу адмиралтейских коэффициентов:
Nе = Δ2/3v3 / Се,
где Δ - водоизмещение (масса) судна; v - скорость судна (уз);
Се - адмиралтейский коэффициент.
Значение Се определяется по известным величинам Nе и v близких по размерам однотипных судов. Обычно у морских промысловых судов Се = 350 540.