Автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации»

Подшипники скольжения для роторных систем могут быть источниками автоколебаний с повышенными амплитудами. Работа турбомашин при автоколебаниях недопустима. Рассмотрим условия возникновения автоколебаний.

При смещении шейки вала в подшипниках скольжения также может появиться поперечная циркуляционная сила Q (рис.1). В этом случае создаются условия возникновения автоколебаний. Автоколебания системы или неустойчивый режим работы может существовать, если имеются:

• Механическая колебательная система (расположенный на подшипниках скольжения вал, шейка которого совершает движение);

• Постоянный источник энергии (энергия вращательного движения вала);

• Обратная связь между поступлением энергии и движением системы (смещение вала приводит к появлению действующей на вал силы и потребления энергии за счет того, что эта сила совершает работу;

• Регулятор поступления энергии к колебательной системе (зависимость между смещением шейки и силой).

Кроме того, для существования автоколебаний необходимо условие, чтобы работа сил возбуждения была больше работы сил сопротивления: автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru . Воспользуемся полученным ранее выражением для работы сил возбуждения:

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , (1)

Из выражения (1) следует, что работа сил возбуждения максимальна в случае воздействия на шейку вала, когда угол α между направлениями действия силы и перемещения равен π/2/

РИСУНОК!

Сначала установим возможность существования обратной связи. Проведем упрощенное рассмотрение причин возникновения автоколебаний цапфы подшипника при её движении во вкладыше подшипника (рис. 1а). Величина зазора между цапфой и вкладышем при автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru равна автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru . При вращении цапфы между нею и вкладышем возникает масляный слой (рис. 1б).

При постоянном зазоре автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru расход масла в сечении автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , подшипника единичной длины, можно определить как:

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , (2)

где u – окружная скорость точек на поверхности шейки цапфы.

При смещении ротора на величину автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru расходы в верхней и нижней частях подшипника неодинаковы и соответственно равны:

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru

где автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru – радиус шейки цапфы.

Рисунок!

Расходы в сечениях автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru и автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru отличаются на величину

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru . (4)

Из-за наличия разности расходов автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru происходит повышение давления в зоне С и, следовательно, возникает поперечная сила Q, которая смещает цапфу в право. Но смещение вправо вновь сопровождается возникновением зоны повышенного давления и появлением силы, направленной вверх. Следовательно, смещение цапфы всегда приводит к появлению силы, стремящейся сместить ротор, и стимулирующей прецессионное движение ротора в направлении вращения вала, траектория которого представляет круг радиусом автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru .

При перемещении шейки вала сохраняется сдвиг по фазе между смещением и силой (угол близкий к автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru ) что и соответствует максимальной работе сил возбуждения. Сама шейка вала совершает прецессионное движение, при этом происходит непрерывное изменение направления действия поперечной силы Q, поэтому в теории автоколебаний такие силы называют циркуляционными.

Принятая упрощенная модель позволяет оценить и частоту прецессионного движения вала. Пусть Ω - угловая скорость прецессионного движения вала. При смещении цапфы на автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru “освобождается” объём автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru и можно оценить расход, соответствующий этому объёму (рис.3):

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru ; (5)

После сравнения выражений (4) и (5) можно записать: автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru ,то есть по принятой модели и оценке “масляные” автоколебания совершаются с половинной частотой вращения ротора.

Рисунок!

Выполненный анализ приближенный. Во–первых, течение в подшипнике пространственное, а не плоское, и обычно отсутствует сплошное заполнение пространства зазора маслом. Кроме этого, при движении шейки вала в подшипнике возникают не только упругие силы, поддерживающие вал, но и силы демпфирования. Обычно они пропорциональны угловой скорости вращения вала. Рассмотрим более корректную модель смазочного слоя, изображенную на рис. 4.

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru

На рис. 4. изображено стационарное (или осредненное во времени) положение цапфы во вкладыше. При колебаниях ротора цапфа имеет дополнительные смещения автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru и автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , что изображено на рис. 5. для некоторого мгновенного положения вала.

Нестационарные силы в проекциях на оси x и y могут быть представлены как

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru ; (6)

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru

Следовательно, смещениям автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru и автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru соответствуют дополнительные силы. Обычно эти силы полагают пропорциональными смещению вала и скорости смещения:

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru ; (7)

где автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru - динамические коэффициенты жесткости масляного слоя; автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru - динамические коэффициенты демпфирования.

Динамические коэффициенты можно найти по формулам:

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru ; (8)

где автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , µ – динамический коэффициент вязкости, е – эксцентриситет, α – угол охвата, d и l диаметр шейки и длина подшипника.

Рассмотрим далее действие сил автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru и автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru на ротор в соответствии со схемой на рис. 6.

автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru

Проекции сил автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru и автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru на направление смещения О1 , О2 и нормальное к нему будут автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru и автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru . При этом силу автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , совпадающую по направлению со смещением, называют консервативной, так как она влияет только на упругие свойства колебательной системы вал – масляная пленка.

Силу автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru называют неконсервативной. В случае, когда вектор этой силы опережает вектор смещения на автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru , автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru обуславливает возбуждение автоколебаний системы. В тех случаях, когда вектор автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru направлен в противоположную сторону (отставание по фазе на автоколебания роторов типа «масляной низкочастотной вибрации» - student2.ru ), будем иметь демпфирование колебаний.

На основе расчетов и экспериментов могут быть сделаны следующие выводы:

• с увеличением частоты вращения ротора (соответственно ростом ω/p) возможность возникновения автоколебаний увеличивается.

• с увеличением температуры масла увеличивается устойчивость подшипников (так как динамическая вязкость масла уменьшается).

• с ростом давления масла в подшипниках также увеличивается их устойчивость (чтобы увеличить давление в подшипниках можно уменьшить длину шейки).

• расцентровка статора относительно ротора также может приводить к изменению статических поперечных усилий и уменьшать устойчивость подшипников.

Наши рекомендации