Расчет зубчатых колес редукторов
Выбор твердости, термообработки и материалов колес
Выбираем материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твердость на 30 единиц ниже – НВ 200.
Выбор допускаемых контактных напряжений
Допускаемые контактные напряжения при числе циклов перемены напряжений N Но : [s]Но=1,8∙НВср + 67,
где HBср — средняя твердость зубьев шестерни и колеса,
НВср = (200+230)/2=215;
[s]Но=1,8∙НВср +67=1,8∙215+67=454 МПа.
Определим коэффициент долговечности:
,
где NH0 =10 млн циклов – базовое число циклов (табл.22);
N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка);
N = 573ωLH, где ω- угловая скорость соответствующего вала; LH –срок службы привода, ч; LН = LГ 365KГ tс Lс Kс, где KГ =0,8 – коэффициент годового использования; tс =8 ч, продолжительность смены; Lс =2 – число смен в день; Kс =0,9 – коэффициент сменного использования.
Определим коэффициент долговечности шестерни:
LН = LГ 365KГ tс Lс Kс = 6 365 0,8 8 2 0,9=25,2 103 ч.
N1 = 573∙ ω1LH =573 96,34 25,2 103 =1,39 109 циклов.
N2 = 573∙ ω1LH =573 21,41 25,2 103 =3,09 108 циклов.
;
.
Принимаем коэффициенты долговечности KHL1 = KHL2 =1.
Допускаемые контактные напряжения:
[s]Н1 = [s]Но КLH1 = 454 МПа;
[s]Н2 = [s]Но КLH2 = 454 МПа.
Выбор допускаемых напряжений изгиба
Допускаемые напряжения изгиба при числе циклов перемены напряжений NFо : [s]Fо=1,03∙НВср = 1,03∙215=221,45 МПа.
Коэффициент долговечности рассчитываем аналогично по формуле
; NF0 =4∙106 (табл.22), принимаем
KF1 = KFL2 =1.
Допускаемые напряжения изгиба:
[s]F1 = [s]F2 = [s]Fо KF1 = 221,45 МПа.
Межосевое расстояние
При выбранной термообработке колес и скорости колеса V < 15 м/с зубья полностью прирабатываются и коэффициент KНβ= 1,0.
Принимаем для цилиндрических колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию .
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:
,
где - вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач , для прямозубых – ; - коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28…0,36 – для шестерни, расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых цилиндрических редукторах; - для шестерни, консольно расположенной относительно опор, – в открытых передачах; - передаточное число редуктора или открытой передачи; - вращающий момент на тихоходном валу при расчете редуктора или на приводном валу рабочей машины при расчете открытой передачи, Нм; - допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, ; - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба для прирабатывающихся колес принимаем = 1.
Передаточное число нашего редуктора Uр = 4,5
Принимаем значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185 – 6 аW = 95 мм.
Нормальный модуль зацепления. Принимаем по следующей рекомендации:
;
где Кm = 5,8 для прямозубых передач;
Т2 =47,87 Нм;
d2 = 2aw u/(u+1)=2∙95∙4,5/(4,5+1)=155,45 мм;
b2=ψa aw =0,315∙ 95=30 мм.
Полученное значение модуля m округлить в большую сторону до стандартного из ряда чисел:
Таблица 24
m, мм | 1-й ряд | 1,0 | 1,5 | 2,5 | |||||||
2-й ряд | 1,25 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 | 7,9 |
Принимаем по ГОСТ 9563 – 60 mn = 1,5 мм.
z1 = 2dW/m (U+1) = 2∙ 95/1,5·(4,5+1)=23.
Принимаем z1 =23 тогда z2 = z1·u=23·4,5=103,5.
Примем z2 = 104, тогда Uф = z2/ z1 = 104/23 =4,521.
Отклонение от заданного передаточного числа
Uф=(4,521-4,5)100%/4,5=0,46%,
что меньше установленных ГОСТ 12289 – 76 3%.
Рис. 160
Основные размеры шестерни и колеса (рис.160):
диаметры делительные:
d1= m∙z1=1,5∙23=34,5 мм;
d2= m∙z2=1,5∙104=156 мм.
Проверка: aW = (d1+d2)/2 = (34,5 + 156)/2 = 95,25 мм;
диаметры вершин зубьев:
da1 = d1+ 2∙m =34,5 + 2∙ 1,5 =37,5 мм;
da2 = d2+ 2∙m = 156+ 2∙1,5 = 159 мм;
диаметры впадин зубьев:
df1 = d1 – 2,5∙m =34,5 – 2,5∙ 1,5 = 30,75 мм;
df2 = d2 – 2,5∙m = 156 – 2,5 · 1,5 = 152,25 мм;
ширина колеса b2 = YbaaW = 0,315 · 95 = 30 мм
ширина шестерни b1 = b2 · 1,1 = 30∙1,1=33 мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Ybd = b1/d1 = 33/34,5 = 0,96.
Окружная, скорость колес и степень точности передачи
V= w1d1/2 = 96,34∙34,5∙10-3/2 = 1,66 м/c.
При такой скорости для прямозубых колес следует принять 9-ю степень точности (табл. 17).
Проверочный расчет
Коэффициент нагрузки
KH = KHb∙KHa∙KHn
Значения KHb=1.
Для прямозубых колес KHa=1.
По табл. 16 для прямозубых колес при V < 5 м/с имеем коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении KHn=1,1.
Таким образом, KH =1,0 · 1,0 · 1,1 = 1,1.
Проверка контактных напряжений по формуле:
,
где окружная сила на шестерне
Ft = 2T1/d1 = 2 11,08 103/ 34,5 = 684,06 H.
МПа < [s]Н = 454 МПа;
Силы, действующие в зацеплении.
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:
sF = FtKFYFYbKFa/b2mn £ [s]F.
Здесь коэффициент нагрузки KF = KFbKFn, для прирабатывающихся зубьев коэффициент KFb = 1,0; коэффициент KFn по таблице 18 –KFn =1,28. Коэффициент KF = 1,28 · 1,0 = 1,28, YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев ZV:
у шестерни Zn1 = Z1 =23;
у колеса ZV2 = Z2 =104.
При этом по таблице 19 YF1 = 3,98 и YF2 = 3,60.
Определяем коэффициенты для прямозубой передачи: Yb =1.