Тема 3.4. Валы, оси и опоры

Содержание учебного материала

Валы и оси, их виды, назначение, конструкция, материал.

Опоры, классификация, конструкции, область применения, условные обозначения, достоинства и недостатки. Валы и оси, используемые в подъемно-транспортных, строительных, дорожных машинах и механизмах. Практическое занятие №7. Подбор подшипников качения по динамической грузоподъемности.

Методические указания к изучению темы 3.2.

При изучении темы уясните разницу между осью и валом и различие в их расче­те на прочность. Изучите конструкции осей и валов и их опорных частей — шеек, шипов, пят.

При изучении подшипников скольжения подробно рассмотрите основные типы конструкций подшипников и подпятников скольжения, выясните область их примене­ния, ознакомьтесь с материалами вкладышей и способами смазки. Следует знать, что расчет подшипников скольжения по давлению и на прогрев носит условный характер.

Изучая подшипники качения, обратите особое внимание на конструктивные осо­бенности и области применения каждого типа подшипника.

Для закрепления практических навыков и умений рекомендовано практическое занятие №12 «Расчет вала на прочность по эквивалентным напряжениям».

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается разница между валом и осью?

2. Какие различают виды валов?

3. Что называется шипом, шейкой и пятой?

4. Какими недостатками обладают подшипники скольжения?

5. Какова роль смазки в подшипниках скольжения?

6. Каковы достоинства и недостатки подшипников качения по сравнению с под­шипникам скольжения?

Для закрепления практических навыков и умений рекомендовано практическое занятие №12 «Расчет вала на прочность по эквивалентным напряжениям».

Тема 3.5.Муфты

Содержание учебного материала

Муфты, их назначение и классификация. Устройство и принцип действия основных типов муфт. Методика подбора муфт и их расчет.

Методические указания к изучению темы

При изучении темы ознакомьтесь с разновидностями основных типов муфт и областями их применения, конструкциями муфт и особенностями их работы. Особое внимание уделите конструкциям муфт, применяемым в той отрасли промышленнос­ти, которая соответствует вашей специальности.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие различают типы муфт по назначению?

2. Приведите сравнительную характеристику основных типов муфт.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения: выполнять основные расчеты по технической механике оценка на практических занятиях, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы, рефератов
выбирать материалы, детали и узлы на основе анализа их свойств, для конкретного применения оценка на практических занятиях, оценка устного опроса, презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы
знания: основ теоретической механики, сопротивления материалов, деталей машин оценка на практических занятиях, при проведении контрольной работы, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы
основных положений и аксиом статики, кинематики, динамики и деталей машин оценка на практических занятиях, при проведении устного опроса, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы
элементов конструкций механизмов и машин оценка на практических занятиях, при проведении устного опроса, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы
характеристики механизмов и машин Анализ и оценка на практических занятиях, при проведении устного опроса, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы

5.Таблица вариантов

Задания на контрольные работы составлены в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов (табл. № 1). Контрольная работа №1 состоит из 7-ми задач, контрольная работа №2 состоит из 3х задач (см. методические указания к выполнению контрольных работ).

Таблица 4.

Наши рекомендации