Тема 3.4. Валы, оси и опоры
Содержание учебного материала
Валы и оси, их виды, назначение, конструкция, материал.
Опоры, классификация, конструкции, область применения, условные обозначения, достоинства и недостатки. Валы и оси, используемые в подъемно-транспортных, строительных, дорожных машинах и механизмах. Практическое занятие №7. Подбор подшипников качения по динамической грузоподъемности.
Методические указания к изучению темы 3.2.
При изучении темы уясните разницу между осью и валом и различие в их расчете на прочность. Изучите конструкции осей и валов и их опорных частей — шеек, шипов, пят.
При изучении подшипников скольжения подробно рассмотрите основные типы конструкций подшипников и подпятников скольжения, выясните область их применения, ознакомьтесь с материалами вкладышей и способами смазки. Следует знать, что расчет подшипников скольжения по давлению и на прогрев носит условный характер.
Изучая подшипники качения, обратите особое внимание на конструктивные особенности и области применения каждого типа подшипника.
Для закрепления практических навыков и умений рекомендовано практическое занятие №12 «Расчет вала на прочность по эквивалентным напряжениям».
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается разница между валом и осью?
2. Какие различают виды валов?
3. Что называется шипом, шейкой и пятой?
4. Какими недостатками обладают подшипники скольжения?
5. Какова роль смазки в подшипниках скольжения?
6. Каковы достоинства и недостатки подшипников качения по сравнению с подшипникам скольжения?
Для закрепления практических навыков и умений рекомендовано практическое занятие №12 «Расчет вала на прочность по эквивалентным напряжениям».
Тема 3.5.Муфты
Содержание учебного материала
Муфты, их назначение и классификация. Устройство и принцип действия основных типов муфт. Методика подбора муфт и их расчет.
Методические указания к изучению темы
При изучении темы ознакомьтесь с разновидностями основных типов муфт и областями их применения, конструкциями муфт и особенностями их работы. Особое внимание уделите конструкциям муфт, применяемым в той отрасли промышленности, которая соответствует вашей специальности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие различают типы муфт по назначению?
2. Приведите сравнительную характеристику основных типов муфт.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: выполнять основные расчеты по технической механике | оценка на практических занятиях, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы, рефератов |
выбирать материалы, детали и узлы на основе анализа их свойств, для конкретного применения | оценка на практических занятиях, оценка устного опроса, презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы |
знания: основ теоретической механики, сопротивления материалов, деталей машин | оценка на практических занятиях, при проведении контрольной работы, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы |
основных положений и аксиом статики, кинематики, динамики и деталей машин | оценка на практических занятиях, при проведении устного опроса, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы |
элементов конструкций механизмов и машин | оценка на практических занятиях, при проведении устного опроса, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы |
характеристики механизмов и машин | Анализ и оценка на практических занятиях, при проведении устного опроса, оценка презентации или сообщения, ответов на контрольные вопросы |
5.Таблица вариантов
Задания на контрольные работы составлены в 50 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов (табл. № 1). Контрольная работа №1 состоит из 7-ми задач, контрольная работа №2 состоит из 3х задач (см. методические указания к выполнению контрольных работ).
Таблица 4.