Организаторско-методических умений военнослужащих
Под организаторско-методическим умением понимается готовность военнослужащих осуществлять какой-либо относительно самостоятельный вид деятельности по управлению личным физическим совершенствованием или физической подготовкой своих подчиненных. Каждое организаторско-методическое умение формируется на базе соответствующих специальных знаний, а также нескольких организаторско-методических навыков, представляющих собой готовность военнослужащих осуществлять какие-либо организационно-методические действия. С учетом содержания управленческой деятельности могут выделяться навыки руководства физической подготовкой, ее организации, обеспечения и проведения. Необходимый уровень овладения организаторско-методическими умениями определяется должностным предназначением личного состава. В ходе формирования организаторско-методических навыков и умений проявляются закономерности, присущие процессу формирования двигательных навыков и умений. Вместе с тем имеются и некоторые особенности.
Совершенствование организаторско-методических умений военнослужащих преимущественно основывается на концепции поэтапного формирования умственных действий.Суть ее в следующем.
В деятельности занимающихся объективно выделяются три основные формы действий: материальная (материализованная), внешнеречевая и умственная.
Материальная, или материализованная, форма является исходной и заключительной. Занимающиеся получают представление об изучаемом объекте в виде реальных предметов (материальная форма) или в виде моделей и схем (материализованная форма), а также реально выполняют соответствующие задания в начале и в конце обучения.
Внешнеречевая форма проявляется в том, что процесс преобразования действия происходит путем рассуждения, т.е. на более высоком уровне познания окружающей действительности.
Умственная форма действий характеризуется образованием представлений и понятий, свидетельствующим об осуществлении действий в уме.
В соответствии с указанными формами строятся этапы обучения. Вначале занимающиеся проходят этап предварительного ознакомления с организаторско-методическим действием, получая разъяснения о его цели и характере, т.е. овладевают ориентировочной основой действия. На втором этапе они осуществляют реальные действия. Затем эти действия проговариваются вслух. На четвертом этапе разучиваемые действия проговариваются «про себя». Следующий этап характеризуется тем, что внутриречевые действия переходят в мыслительные операции. Завершающий (шестой) этап обучения — это снова практическое выполнение уже осмысленного в уме организаторско-методического действия.
Данная общая схема формирования и совершенствования организаторско-методических умений военнослужащих может изменяться в зависимости от наличия у них предварительного опыта организации, обеспечения и проведения физической подготовки, сроков обучения и требуемой степени их подготовленности, а также от уровня методического мастерства руководителей занятий. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на многообразие различных организаторско-методических навыков и умений, в их основе лежит определенный набор часто повторяющихся элементарных однотипных действий, т.е. своеобразных «кирпичиков» организаторско-методического мастерства военнослужащих. Их часто называют элементами организаторской или педагогической техники. В ходе многократного повторения эти действия становятся автоматизированными, благодаря чему руководитель занятия или организатор физической подготовки может более успешно управлять поведением своих подчиненных.
В процессе обучения происходит, как правило, сочетание двух направлений повышения методической подготовленности занимающихся: нарастания сложности структуры изучаемых организаторско-методических действий (от элементов техники до умений) и увеличения объема изучаемых функциональных обязанностей (командира отделения, взвода, роты и т.д.).
Формирование и совершенствование организаторско-методических умений военнослужащих осуществляется путем комплексного использования всех методов обучения. Очень важно в ходе занятий организовать постоянную методическую практику обучаемых с обеспечением обратной связи, контролем и коррекцией действий занимающихся с помощью ТСО и соответствующих средств наглядности, т.е. превратить все занятия по физической подготовке в средство не только физического, но и организаторско-методического совершенствования военнослужащих.
§ 3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Развитие физических и специальных качеств, улучшение функционального состояния организма и антропометрических показателей военнослужащих обеспечиваются путем многократного выполнения соответствующих физических упражнений, а также систематического и методически грамотного использования других средств физической подготовки.
Характеристика методов развития военнослужащих
в процессе физической подготовки
В зависимости от количества повторений упражнений, особенностей их чередования, мощности и длительности тренировочной работы, величины интервалов отдыха между выполнением упражнений, а также частоты, силы и продолжительности воздействия на организм других средств физической подготовки выделяются шесть наиболее общих методов физического развития военнослужащих: равномерный, переменный, повторный, интервальный, контрольный и соревновательный.
Равномерный метод заключается в непрерывном (от нескольких секунд до нескольких часов) выполнении физических упражнений с относительно постоянной интенсивностью или в использовании каких-либо других средств физической подготовки, оказывающих одинаковое влияние на организм военнослужащих в течение всего времени своего воздействия.
При выполнении физических упражнений чаще всего применяются два варианта данного метода. Первый — это работа с предельной интенсивностью в максимально возможный отрезок времени. Данный вариант используется, как правило, для развития специальной выносливости военнослужащих или для проверки уровня развития у них соответствующих качеств. Второй вариант — это длительная непрерывная работа умеренной интенсивности, выполняемая с равномерными усилиями. Такая работа, способствуя установлению устойчивых взаимоотношений между деятельностью всех функциональных систем организма, оказывает наиболее благоприятное воздействие на развитие общей выносливости военнослужащих, укрепление их здоровья.
Переменный метод выражается в непрерывном (от нескольких секунд до нескольких часов) выполнении физических упражнений с изменяющейся интенсивностью или в использовании каких-либо других средств физической подготовки, оказывающих неодинаковое влияние на организм военнослужащих в течение всего времени своего воздействия. В зависимости от решаемых задач соотношение между интенсивной и умеренной работой может быть самым разнообразным. При одной и той же продолжительности тренировки переменный метод оказывает на организм более разностороннее воздействие, нежели равномерный, поскольку, во-первых, он задействует более широкий круг биохимических механизмов обеспечения двигательной деятельности и, во-вторых, существенно увеличивает энерготраты занимающихся.
Повторный метод характеризуется неоднократным применением одних и тех же средств физической подготовки через различные интервалы отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности или возникает возможность повторного воздействия на организм военнослужащих. Степень эффективности данного метода применительно к развитию тех или иных двигательных, функциональных или антропометрических качеств определяется длительностью и интенсивностью отрезков тренировочной работы, а также их общим количеством.
Интервальный метод внешне похож на повторный. Но если при повторном методе степень воздействия средств физической подготовки на организм обусловливается преимущественно характером самих этих средств, то при интервальном методе очень большое значение имеет также и строгая регламентация продолжительности пауз отдыха. Изменяя интервалы отдыха, которые, как правило, не обеспечивают полного восстановления работоспособности, можно поддерживать требуемый уровень физиологических изменений в организме.
Контрольный метод заключается в выполнении физических упражнений и осуществлении других действий с целью проверки и оценки уровня подготовленности военнослужащих к той или иной работе либо степени переносимости ими различных внешних воздействий. Этот метод используется периодически. Он позволяет сделать заключение об эффективности применяемых средств физической подготовки, об общей результативности учебно-тренировочного процесса, дает информацию о необходимости внесения в него соответствующих корректив.
Соревновательный метод состоит в выполнении физических упражнений, а также в применении других средств физической подготовки в условиях соревнования. Этот метод предъявляет наиболее высокие требования к различным возможностям организма военнослужащих и тем самым способствует наилучшему их развитию.
На разных этапах физического совершенствования военнослужащих и даже в течение одного занятия могут применяться различные методы. Разнообразие их позволяет успешно развивать все качества личного состава. При этом наряду с вышеперечисленными общими методами развития военнослужащих используются специфические методы и методические приемы.