Интеркардинальная девиация одногироскопного гирокомпаса

Девиация на качке возникает от волн, идущих с направлений, отлича­ющихся от главных. Она имеет максимальное значение при направлениях ноли, равных четвертным румбам. По этой причине девиация на качке получила название интеркардинальной, или четвертной.

Интеркардинальная девиация одногироскопного гирокомпаса - student2.ru

а) б)

Рис. 6.4.

Для примера рассмотрим случай, когда волна идет d направлении ЧЕ-SW. Силы инерции в каждый полупериод качки располагаются, как показано на рис.6.4. Для того чтобы в дальнейшем рачличать направле­ние составляющих сил инерции, им присвоены соответствующие индексы. !ная направление С движения волны можно получить значение составля­ющих сил и пропорциональных им ускорений:

IJns| = J cos С ; Ij'ew I — У sin С . (6.9)

Напомним, что составляющие Few раскачивают ЧЭ вокруг оси х, а ■ оставляющие Fns создают моменты, направленные по оси у. В первый иолупериод под действием составляющей Fw центр тяжести переместится п положение G\, а экваториальные оси соответственно в положение у\ и z\ (рис.6.5). Одновременно с этим отклонением на центр тяжести действует мнтавляющая F$ (в плоскости рисунка "к нам"). Возникает момент Ь!у, направленный к отрицательному концу оси у.

В следующий полупериод под действием силы Fe центр тяжести от-I. юнится в другую сторону на такой же, как и в первом случае, угол ф

(положение (Уг). Экваториальные координатные оси займут положение y<i и zi- Одновременно сила Fh, действующая "от нас", создает момент Ly1, j направленный в положительную сторону оси у.

Интеркардинальная девиация одногироскопного гирокомпаса - student2.ru

Как видно из рис.6.5, оба момента L!y и b!J в данном примере действу­ют в направлении приподнятого конца оси у. Каждый из моментов можно разложить на горизонтальную и вертикальную составляющие. Очевидно, что при гармонических колебаниях Z^r = L'J., и данные составляющие за полный период качки взаимокомпенсируются, не воздействуя на ЧЭ. Од­нако вертикальные составляющие в оба полупериода (а значит, и во все последующие) направлены вверх. Произошло детектирование (выделение) вертикального момента Lz. Данный момент постоянен по направлению и пульсирующий по величине от нуля до максимального значения. Часто­та пульсации вдвое выше wt, так как Lz возникает в каждый полупериод качки. Его значение при малом угле ф получим из рис.6.5.

Lz = Ly sin ф w Lyip . (6.10)

Рассмотренное явление детектирования вертикального момента не за­висит от скорости движения судна. Поэтому воспользуемся уравнениями (3.15) движения гиросферы на неподвижном основании. Так как момент L, вертикален, то его воздействие отражается во втором уравнении системы

Нв — Ни>. cos <ра = Lz .-

Момент L, вызывает прецессию оси х гироскопа вверх, что приводит к исполнительному отклонению ее центра тяжести от вертикали, то есть к появлению плеча силы тяжести Р. Возникает момент силы тяжести, вы-шваюший прецессию в азимуте. Таким образом, изменился маятниковый момент, так как увеличился угол /?. Из предыдущего уравнения при /3 = 0 найдем положение равновесия гиросферы в азимуте:

Ьг Ьуф

Ней. cos ip Hu)±cos<p

О О

Угол 6к отклонения главной оси гиросферы от компасного меридиана вследствие качки является интеркардинальной девиацией гирокомпаса. В данную формулу подставим из выражения (6.4) значение Ly, а из выраже­ния (6.8) - значение ф. При этом учтем формулы (6.9):

6к = Вв° •/2^ '"* . ■ sinu^ • sinC ■ cosC . (6.11)

tft/VjCOS^K-C^)

Величина К = wo/(wo ~ Ш1) называется коэффициентом снижения де­виации. Очевидно, что ы0 » ы*, поэтому К « 1. Это говорит о том, что '•нижения девиации на качке у одногироскопного компаса не происходит.

В соответствии с формулами функций кратных углов

sin С cos С = 0,5 sin 1С .

\1омент Lz изменяется по закону sin2a/*i. Графиком данной функции явля­ется синусоида. Она изменяется от 0 до 1, ее среднее значение равно 1/2. ' ,'ледовательно LZiCp = 0, bLz. В окончательном виде формула девиации на качке имеет вид

&=*-л/?"'4' ^С . (6.12)

Шдги>+ cos tp

Анализ уравнения позволяет выявить основные свойства девиации на

качке.

1. Девиация отсутствует на качке от волн, идущих в направлении глав­ных румбов, то есть при С = 0°; 90°; 180°; 270°, так как sin2C = 0.

2. 6к максимальна на качке от волн, идуших в направлении четвертных румбов (С = 45°; 135°; 225°; 315°), так как в этом случае sin2C = ±1.

1анное свойство, напомним, и определило ее название: интеркардинальная, пли четвертная девиация.

3. 6k зависит:

- от параметров гирокомпаса В и Я;

- от параметров качки: амплитуды во, частоты Шк (периода);

- от места установки на судне, то есть от расстояния / между гирокомпасом I и линией качания судна;

- от широты плавания (с ее увеличением девиация возрастает).

4. Снижения 6/, у одногироскопного гирокомпаса не происходит. Первые гирокомпасы были созданы в начале 20-го столетия. Они имели I

одногироскопный чувствительный элемент с непосредственным управлены-1 ем. Их испытания на судах показали в основном положительные результа-ты. Однако в условиях качки точность показаний гирокомпаса настолько 1 снижалась, что он терял свои компасные свойства. По этой причине его! даже называли "компасом хорошей погоды". Расчеты по формуле (6.10)1 показывают, что интеркардинальная девиация может достигать значений I выше 30°, что соответствует экспериментальным данным. Таким образом, I одногироскопный гирокомпас с непосредственным управлением нельзя ис-1 пользовать в реальных условиях плавания судна.

Билет № 14

Принцип работы

Корректируемый гироазимуткомпас (ГАК) "Вега" с косвенным управлением предназначен для выработки курса судна и обеспечивает:

- в режиме гирокомпаса (ГК) - определение географического меридиана и выработку курса;

- в режиме гироазимута (ГА) - хранение заданного направления и определение положения диаметральной плоскости судна относительно этого направления.

На рис. 1.1 представлена упрощенная схема, иллюстрирующая принцип действия ГАК.

Чувствительным элементом (ЧЭ) гироазимуткомпаса является гиросфера с заключенным внутри нее гиромотором. Центр тяжести и центр подвеса гиросфоры совпадают. Таким образом, гиросфера является трехстепенным гироскопом, то есть ротор ее гиромотора имеет собственное вращение вокруг оси х и, кроме того, она может поворачиваться вокруг осей z (в азимуте) и у (по высоте). В дальнейшем данный гироскоп будет рассматриваться как свободный.

Гиросфера заключена в следящую сферу 2 и закреплена в установочном кольце 1 с помощью горизонтальных торсионов 3. Установочное кольцо вертикальными торсионами прикреплено к следящей сфере, которая заполнена поддерживающей жидкостью. Такой подвес чувствительного элемента называется жидкостно - торсионным. Роль торсионов выполняют отрезки специальной проволоки, работающие на скручивание.

Рассмотренное устройство называется трехстепенным поплавковым гироблоком (ТПГ). ТПГ установлен в кардановом подвесе (на рис. 1.1 не показан), закрепленном в корпусе основного прибора ВГ-1А.

Интеркардинальная девиация одногироскопного гирокомпаса - student2.ru

Рис. 1.1

Трехстепенной гироскоп, сохраняя неизменным свое направление в инерциальном пространстве, в горизонтной системе координат движется вследствие вращения Земли с угловыми скоростями:

Id — w+ ■ sin ifi = О 0 (1-1)

Р - ш+ ■ cos tp a = О,

где α - угол отклонения главной оси (оси х) гироскопа от плоскости меридиана в азимуте;

α - угловая скорость движения гироскопа в азимуте (вокруг оси z);

β — угол отклонения главной оси гироскопа от плоскости горизонта по высоте;

β - угловая скорость движения гироскопа по высоте (вокруг оси у);

w - угловая скорость вращения Земли;

φ - широта места.

Возможность такого движения чувствительного элемента потребовала создания двухканальной следящей системы. Один канал - для слежения за положением ЧЭ в азимуте, второй - по высоте. Это является первой особенностью следящей системы. Вторая ее особенность состоит в том, что она участвует в формировании и приложении к гироскопу управляющих моментов, то есть моментов, превращающих свободный гироскоп в курсоуказатель.

Наши рекомендации