Практическое занятие 14

Механизм образования касательной силы тяги

При заданном токе нагрузки тяговый электродвигатель развивает на валу вращающий момент Практическое занятие 14 - student2.ru (рис. 1.1), равный по величине

Практическое занятие 14 - student2.ru ,

где Практическое занятие 14 - student2.ru - радиус шестерни, м;

Практическое занятие 14 - student2.ru - окружное усилие зубчатой передачи, Н.

Окружное усилие зубчатой передачи можно выразить обратно через вращающий момент

Практическое занятие 14 - student2.ru .

Частоту вращения вала двигателя и шестерни обозначим Практическое занятие 14 - student2.ru - число оборотов в минуту.

Практическое занятие 14 - student2.ru

Рис. 1.1. Схема образования касательной силы тяги

Действуя на радиусе ведомого зубчатого колеса Практическое занятие 14 - student2.ru , сила Практическое занятие 14 - student2.ru вызовет реакцию в центре колеса - Практическое занятие 14 - student2.ru . Возникнет пара сил Практическое занятие 14 - student2.ru , Практическое занятие 14 - student2.ru , которая при вращении создает момент Практическое занятие 14 - student2.ru , несколько меньший чем момент Практическое занятие 14 - student2.ru , за счет трения в зубьях. Из этого следует, что

Практическое занятие 14 - student2.ru ,

где Практическое занятие 14 - student2.ru - КПД, учитывающий потерю мощности в зубчатой передаче и моторно-осевых подшипниках тягового электродвигателя;

Практическое занятие 14 - student2.ru - передаточное число.

Зубчатое колесо будет иметь частоту вращения Практическое занятие 14 - student2.ru , а вместе с ним будет вращаться движущее колесо вокруг центра О. В результате действия вращающего момента Практическое занятие 14 - student2.ru и нагрузки от колеса на рельс Практическое занятие 14 - student2.ru возникнет касательная реакция от рельса на колесо Практическое занятие 14 - student2.ru и пара сил на движущем колесе Практическое занятие 14 - student2.ru , Практическое занятие 14 - student2.ru с моментом

Практическое занятие 14 - student2.ru ,


где Практическое занятие 14 - student2.ru - радиус колеса.

Реакция Практическое занятие 14 - student2.ru представляет собой силу сцепления колеса с рельсом, приблизительно равную

Практическое занятие 14 - student2.ru ,

где Практическое занятие 14 - student2.ru - статический коэффициент трения. Благодаря реакции Практическое занятие 14 - student2.ru колесо будет
стремиться вращаться вокруг мгновенного центра вращения С, что приведёт к качению по рельсам.

По закону действия и противодействия силы Практическое занятие 14 - student2.ru и Практическое занятие 14 - student2.ru взаимно уравновешиваются. Сила Практическое занятие 14 - student2.ru остается неуравновешенной иявляется внешней для локомотива, так как она действует на колесо, которое закреплено (благодаря сцеплению) на рельсе в точке мгновенного центра вращения С и составляет вместе с рельсами единую систему - внешнюю по отношению к локомотиву. Следовательно, сила Практическое занятие 14 - student2.ru является движущей силой локомотива. Так как для удобства расчетов условились относить все силы, определяющие движение поезда, к ободам движущих колес, то касательной силой тяги считают силу Практическое занятие 14 - student2.ru , равную по величине силе Практическое занятие 14 - student2.ru . Таким образом,

Практическое занятие 14 - student2.ru ,

откуда имеем касательную силу тяги, создаваемую одним двигателем:

Практическое занятие 14 - student2.ru .

Касательная сила тяги всего локомотива Практическое занятие 14 - student2.ru будет равна сумме сил всех движущих колес, т. е.

Практическое занятие 14 - student2.ru .

Качение колес приводит к поступательному движению локомотива со скоростью

Практическое занятие 14 - student2.ru ,

где Практическое занятие 14 - student2.ru - диаметр колеса, м;

Практическое занятие 14 - student2.ru - частота вращения колеса, об/мин: Практическое занятие 14 - student2.ru .

Измерить Практическое занятие 14 - student2.ru практически невозможно. Динамометром измеряют силу тяги на сцепке первого к локомотиву вагона Практическое занятие 14 - student2.ru , и называют ее динамометрической. Сила Практическое занятие 14 - student2.ru меньше силы Практическое занятие 14 - student2.ru на величину сил сопротивления движению и сил инерции самого локомотива.

Наши рекомендации