Следовать после любого аккорда тон-сти при естественной мелодической связи

3) разрешаться прерванным Ком (в VI ст. побочной тон-сти)

I-V7/VI-IV

4) связываться между собой в цепочку D-т (когда Дта вместо своей тоники разрешается в другую Дту тональности, отстоящей на ч4 выше или ч5 ниже)

В цепочках Дт действуют правила соединения двух септаккордов кварто-квинтого соотношения, т.е. соединяются 7-43 и 65-2

Если 2х септаккорда, то второй из них неполный.

Однотональный период, содержащий побочные Д-ты и отклонения, наз-ся модуляционным.

Как пример, в IV билете играем любую цепочку доминант.

Билет №5

Второстепенные септаккорды

В ладовой системе мажора-минора есть несколько септаккордов, ярко выражающих основные функции: II7 (S), V7 и VII7 (D)

Они являются главными представителями своей функции.

И есть ряд септаккордов, в которых образуется такое сочетание устоев и неустоев, которое приводит в большей или меньшей мере к функциональной ослабленности или неопределенности

Это I7, IV7, VI7, III7

Они менее самостоятельны в гармоническом отношении и наиболее часто встречаются в диатонических секвенциях, где наиболее естественно связываются между собой.

Старая теоритическая школа называла эти аккорды – Секвенцаккордами.

Например:

Moll: I7-IV43-VII7н-III43-VI7н-II43

БИЛЕТ №6

Трезвучия натурального минора

Трезвучия, в которых участвует VIIн ступень

Это VII н, III н, V н

Трезвучие III ступени может брать на себя функцию побочного ладового центра.

В последовательностях I-VI-III и, тем более, I-VIIн-III – образуются обороты параллельного мажора, как модуляционные отклонения (внутритональная-функциональная).

Трезвучия VIIн и Vн и их секстаккорды, так же как и III53, III6 не выполняют основной функции, а включаются либо в переменные функции, либо на основе мелодических (секундовые) связей во фригийские обороты.

Фригийским оборотом наз-ся последовательность по нисходящему верхнему тетрахорду от тоники вниз до V.

Такая мелодическая последовательность в одном из 3х верхних голосов наз-ся ф.оборотом I рода.

(I-VII6-IV-V/ I-IIIн-IV-V/ I-Vн-II7-V7неп)

Такая мелодическая последовательность в басу наз-ся ф.оборотом II рода

(I-VIIн-II43-V/ I-V6н-IV6-II43-V)

Билет №7

Альтерация аккордов Sой группы

Ладовой альтерацией наз-ся повышение или понижение неустойчивых звуков лада с целью обострения их тяготения в устойчивые.

Поскольку альтерация усиливает напряженное звучание, то характерно гораздо больше разновидностей секстаккордов, нежели трезвучий.

К Sа из 3хзвучных аккордов относятся:

IVг(dur), II6г(dur), II6+3(+5), IV6+8г, IV-8 (moll), IV64-8 (moll), II6n

II6n – наз-ся неаполитанским, т.к. введен композиторами XVI в. Неаполитанской школы. Используется в миноре, но с XX века также и в мажоре.

Может быть использовано II 53n, но реже, чем II6

Септаккорды Sа используются нескольких разновидностей:

1) ум7

II7+8+3 - IV7+8+3

(dur) (moll)

2) ложная Д

II7+8+3г - IV7+8

(dur) (moll)

3) ув 7 (целотонный симметричный)

II7+3г - II7+3

(dur) (moll)

4) дв.Д

II7+3 - II7+3+5

(dur) (moll)

Благодаря своей напряженности и красочности аккорды Sа чаще всего используются в Ксах.

Соответственно, обращения на IV и VI ступенях.

При этом

1) если они разрешаются в Кый , то они считаются аккордами Sа;

2) если они разрешаются в Д, то оказываются аккордами дв.Д-ты

Возможно использование аккордов Sа и вне зоны коданса:

- в расширенных проходящих оборотах

- в заключительных плагальных допеваниях

При этом возможно нарушение функциональной последовательности благодаря красочности Sа (I- VII43- II7+8+3- I6)

Возможна последовательность через тактовую черту. Sа l Sбеза (отменение альтерации наз-ся дезальтерацией)

Moll: 5I6-IV2+8+3 l– II7 – V43 l I

Для Бетховена характерна последовательность

Moll: VII43 – IV7+8+3 (и наоборот)

Пример использования Sа в плагальном допевании :

K-V7-I-II43+8+3г-I

Билет №8

Альтерация аккордов Дой группы

Ладовой альтерацией наз-ся повышение или понижение неустойчивых звуков лада с целью обострения их тяготения в устойчивые. В аккордах Дой группы изменяется чаще всего II ступень.

В мажоре могут быть аккорды со II+ и II-

II+: V+5, V7+5, V65+5, VII7+3, VII43+3, V9+5

II-: VII6-3, V7-5, V43-5, VII7-3г, VII65-3г, V9-5

В миноре Дты альтерированные могут быть только с II-:

II-: V53-5, V7-5, V43-5, VII6-3г, VII7-3г, VII65-3г, V9-5

Альтерированные звуки всегда разрешаются по тяготению.

Звучание аккорда считается лучше при таком расположении, когда в нем есть ув6, а не ум3

(3V7-5 – I – хорошо; 5V7-5 – I – плохо)

В ХХ веке появляется Д с расщепленной квинтой(Прокофьев, Скрябин)

Dur: I6-V64(43)-V64(43)+5-5 – I (пятиголосие (43))

Разрешаются альтерированные Д-ты в Т, хотя возможно и в прер. К (VI, VI-(с XIX в.))

АВТОРСКИЕ АККОРДЫ

Традиция авторских аккордов появилась в процессе развития гармонии. У композиторов Венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен) отчетливо сложилась яркая функциональность гармоний, а далее в XIX в. у романтиков развитие гармонии пошло с одной стороны по пути усиления функциональности красочностью, но с другой и разрушения этой функциональности той же красочностью.

Как проявление красочности появляются и авторские аккорды:

- VI Шубертова (минорная в миноре) – ария Руслана «О, поле, поле»

- Шопеновская Д – 6V7

- Шопеновская Т – VI6

- Рахманиновский 4VII43 (moll) – I

- Тристановский аккорд полуум7(никуда не тяготеет) V43-5/V

- Прометеевский аккорд с-fis-b-e-a-d

- Прокофьевская Д V7+5+7

Наши рекомендации