Следовать после любого аккорда тон-сти при естественной мелодической связи
3) разрешаться прерванным Ком (в VI ст. побочной тон-сти)
I-V7/VI-IV
4) связываться между собой в цепочку D-т (когда Дта вместо своей тоники разрешается в другую Дту тональности, отстоящей на ч4 выше или ч5 ниже)
В цепочках Дт действуют правила соединения двух септаккордов кварто-квинтого соотношения, т.е. соединяются 7-43 и 65-2
Если 2х септаккорда, то второй из них неполный.
Однотональный период, содержащий побочные Д-ты и отклонения, наз-ся модуляционным.
Как пример, в IV билете играем любую цепочку доминант.
Билет №5
Второстепенные септаккорды
В ладовой системе мажора-минора есть несколько септаккордов, ярко выражающих основные функции: II7 (S), V7 и VII7 (D)
Они являются главными представителями своей функции.
И есть ряд септаккордов, в которых образуется такое сочетание устоев и неустоев, которое приводит в большей или меньшей мере к функциональной ослабленности или неопределенности
Это I7, IV7, VI7, III7
Они менее самостоятельны в гармоническом отношении и наиболее часто встречаются в диатонических секвенциях, где наиболее естественно связываются между собой.
Старая теоритическая школа называла эти аккорды – Секвенцаккордами.
Например:
Moll: I7-IV43-VII7н-III43-VI7н-II43
БИЛЕТ №6
Трезвучия натурального минора
Трезвучия, в которых участвует VIIн ступень
Это VII н, III н, V н
Трезвучие III ступени может брать на себя функцию побочного ладового центра.
В последовательностях I-VI-III и, тем более, I-VIIн-III – образуются обороты параллельного мажора, как модуляционные отклонения (внутритональная-функциональная).
Трезвучия VIIн и Vн и их секстаккорды, так же как и III53, III6 не выполняют основной функции, а включаются либо в переменные функции, либо на основе мелодических (секундовые) связей во фригийские обороты.
Фригийским оборотом наз-ся последовательность по нисходящему верхнему тетрахорду от тоники вниз до V.
Такая мелодическая последовательность в одном из 3х верхних голосов наз-ся ф.оборотом I рода.
(I-VII6-IV-V/ I-IIIн-IV-V/ I-Vн-II7-V7неп)
Такая мелодическая последовательность в басу наз-ся ф.оборотом II рода
(I-VIIн-II43-V/ I-V6н-IV6-II43-V)
Билет №7
Альтерация аккордов Sой группы
Ладовой альтерацией наз-ся повышение или понижение неустойчивых звуков лада с целью обострения их тяготения в устойчивые.
Поскольку альтерация усиливает напряженное звучание, то характерно гораздо больше разновидностей секстаккордов, нежели трезвучий.
К Sа из 3хзвучных аккордов относятся:
IVг(dur), II6г(dur), II6+3(+5), IV6+8г, IV-8 (moll), IV64-8 (moll), II6n
II6n – наз-ся неаполитанским, т.к. введен композиторами XVI в. Неаполитанской школы. Используется в миноре, но с XX века также и в мажоре.
Может быть использовано II 53n, но реже, чем II6
Септаккорды Sа используются нескольких разновидностей:
1) ум7
II7+8+3 - IV7+8+3
(dur) (moll)
2) ложная Д
II7+8+3г - IV7+8
(dur) (moll)
3) ув 7 (целотонный симметричный)
II7+3г - II7+3
(dur) (moll)
4) дв.Д
II7+3 - II7+3+5
(dur) (moll)
Благодаря своей напряженности и красочности аккорды Sа чаще всего используются в Ксах.
Соответственно, обращения на IV и VI ступенях.
При этом
1) если они разрешаются в Кый , то они считаются аккордами Sа;
2) если они разрешаются в Д, то оказываются аккордами дв.Д-ты
Возможно использование аккордов Sа и вне зоны коданса:
- в расширенных проходящих оборотах
- в заключительных плагальных допеваниях
При этом возможно нарушение функциональной последовательности благодаря красочности Sа (I- VII43- II7+8+3- I6)
Возможна последовательность через тактовую черту. Sа l Sбеза (отменение альтерации наз-ся дезальтерацией)
Moll: 5I6-IV2+8+3 l– II7 – V43 l I
Для Бетховена характерна последовательность
Moll: VII43 – IV7+8+3 (и наоборот)
Пример использования Sа в плагальном допевании :
K-V7-I-II43+8+3г-I
Билет №8
Альтерация аккордов Дой группы
Ладовой альтерацией наз-ся повышение или понижение неустойчивых звуков лада с целью обострения их тяготения в устойчивые. В аккордах Дой группы изменяется чаще всего II ступень.
В мажоре могут быть аккорды со II+ и II-
II+: V+5, V7+5, V65+5, VII7+3, VII43+3, V9+5
II-: VII6-3, V7-5, V43-5, VII7-3г, VII65-3г, V9-5
В миноре Дты альтерированные могут быть только с II-:
II-: V53-5, V7-5, V43-5, VII6-3г, VII7-3г, VII65-3г, V9-5
Альтерированные звуки всегда разрешаются по тяготению.
Звучание аккорда считается лучше при таком расположении, когда в нем есть ув6, а не ум3
(3V7-5 – I – хорошо; 5V7-5 – I – плохо)
В ХХ веке появляется Д с расщепленной квинтой(Прокофьев, Скрябин)
Dur: I6-V64(43)-V64(43)+5-5 – I (пятиголосие (43))
Разрешаются альтерированные Д-ты в Т, хотя возможно и в прер. К (VI, VI-(с XIX в.))
АВТОРСКИЕ АККОРДЫ
Традиция авторских аккордов появилась в процессе развития гармонии. У композиторов Венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен) отчетливо сложилась яркая функциональность гармоний, а далее в XIX в. у романтиков развитие гармонии пошло с одной стороны по пути усиления функциональности красочностью, но с другой и разрушения этой функциональности той же красочностью.
Как проявление красочности появляются и авторские аккорды:
- VI Шубертова (минорная в миноре) – ария Руслана «О, поле, поле»
- Шопеновская Д – 6V7
- Шопеновская Т – VI6
- Рахманиновский 4VII43 (moll) – I
- Тристановский аккорд полуум7(никуда не тяготеет) V43-5/V
- Прометеевский аккорд с-fis-b-e-a-d
- Прокофьевская Д V7+5+7